Героиня "Ванлав" – юная девушка, ежедневно терпящая унижения. Мужчина, с которым она живёт, никогда не проявляет к ней интереса или нежности, целыми днями зависает в телефоне. Соседи мужского пола не упускают возможности или отпустить в её адрес сальную шуточку, или зажать в тесном лифте.
Однажды к ней и её партнёру приходят гости – те же самые малоприятные соседи. Посиделки на кухне быстро превращаются в попойку, между мужчинами вспыхивает ссора, в результате которой по лицу получает героиня – от своего возлюбленного.
Дальше – хуже, хозяин из-за стресса убегает на улицу, оставив девушку наедине с пьяными отморозками, которые её насилуют, после чего запирают в комнате, а сами продолжают веселиться уже с музыкой и танцами.
И тут в вечно терпящей, поруганной девчонке просыпается ярость, а сама она превращается в дикого зверя и рвёт обидчиков. Под утро домой возвращается и её мужичок, которого на улице хорошенько избили...
– История в "Ванлав" вымышленная, но я всегда в свои фильмы включаю моменты, детали, которые происходили со мной или знакомыми людьми, – рассказывает режиссёр Варя Яковлева.
Как замечает режиссёр, то, с чем ежедневно сталкиваются россиянки, – беспредел и реальность куда более жестока, чем её фильм.
– У нас недостаточно прав, чтобы защитить себя. Плюс, как мне кажется, у нас в генетике заложено желание потерпеть, перетерпеть, – делится она. – Вот только терпению в какой-то момент приходит конец.
В финале мужчина глав- ной героини впервые проявляет к ней нежность.
– Его позиция – это позиция слабого человека, – отмечает Варя. – Потому что в трудной ситуации он выплеснул свою агрессию на партнёршу. Но после избиения на улице куда ему ещё вернуться? К этой же женщине.
Последний кадр "Ванлав" – в дверь героев звонит полицейский. Очевидно, чтобы разобраться с жалобой соседей на ночной шум.
– Значит, будут последствия для девушки, которой пришлось себя защищать, – объясняет режиссёр открытый финал. – Какие они будут – к сожалению, можно догадаться.
По мнению Вари Яковлевой, несмотря на сложившиеся традиции и стереотипы, женщины способны изменить ситуацию.
– Не надо терпеть! Надо отказываться от программы терпения, которая закладывается в нас с детства, – говорит она. – Вопрос, в какой момент это произойдёт. Если не доводить до точки невозврата, есть шанс сохранить себя. Но я понимаю и агрессию человека, который просто пытается выжить.
Несмотря на актуальность темы, Варя Яковлева уверяет, что не питает серьёзных надежд на получение "Оскара".
– Не считаю, что у меня есть шансы попасть даже в шорт-лист, – признаётся она. – Всё-таки сильная конкуренция, да и политическая ситуация не предполагает, чтобы российские фильмы брали международные награды.
ДОСЬЕ НА РЕЖИССЁРА: Вера ЯковлеваВ 2013 году окончила художественный факультет ВГИКа, в 2016-м – курс режиссуры в школе авторской режиссуры "ШАР".
В качестве художника работала на мультфильме Андрея Хржановского "Нос, или Заговор "не таких".
Мультфильм "Ванлав" получил Гран-при на фестивале в Загребе.