КАРЬЕРА

Крановщица Елена Галкина из Самары считает, что высота может по-настоящему вдохновлять

Галкина имеет тысячи подписчиков на своей страничке в Instagram. Она рассказала Metro, как стать машинистом башенного крана и почему управлять краном очень сложно
Елена во время работы.
Скриншот Instagram/lenchek_na_vysote

36-летняя машинист башенного крана Елена Галкина из Самары работает на стройке уже треть жизни. Сейчас она управляет "немцем" Liebherr – краном высотой в 100 метров (его максимальная высота – 180 м до кабины, максимальная высота, на которой работала Елена, – 140 м). Чтобы только подняться по вертикальной лестнице на рабочее место, Елена тратит сейчас около 10 минут.

Елена участвовала в строительстве самых высоких зданий в Самарской области. 

Когда вы впервые задумались, почему бы не стать крановщицей? 

Полтора года я вынашивала эту мечту. С самого начала хотела попасть именно на стройку, не на завод – всё-таки на заводе краны совсем маленькие. А моей целью был башенный кран, мне хотелось строить именно высотные здания. 

Мечта стала реальностью, я построила самые высокие дома в Самарской области. Но теперь ставлю перед собой и другие цели. Хочу построить храм, о чём знает моё руководство. А ещё меня звали в Словению, где должен был состояться конкурс для крановщиков. К сожалению, из-за пандемии всё отложилось. Но надежд не теряю!

Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы стать крановщицей.

Вам должно быть от 18 лет, вам придётся пройти обучение, практику и, конечно же, медкомиссию. 

Устроиться работать на стройку сложнее, чем на завод. Это отдельный мир строительства. Вот вам пример: к нам на стажировку приходила девочка с завода. А на заводе – низенькие краны, это совсем другая работа. Чем выше, тем сложнее. В итоге девочка расплакалась и ушла от нас. 

Также сложно найти работу без опыта. Мне повезло! Меня трудоустроили по рекомендации моей наставницы. Она видела, как я работаю на практике, и сказала работодателям: "Эта девочка будет крановщицей". 

Образование может быть любым, главное – пройти спецкурсы. На это может уйти несколько месяцев. 

Но вот что самое важное – нельзя бояться высоты. Как показывают мои наблюдения, со страхом бороться бесполезно.

А вы никогда не боялись высоты? Есть всё-таки высота, которая может вызвать у вас головокружение?

Никогда не боялась! Помню, когда впервые созвонилась с будущей наставницей, она сказала: "Ты сможешь выучиться на крановщицу, только вначале залезай на кран. Может, только до половины долезешь, а потом ни туда ни сюда. У меня на практике такой случай был с одним мужчиной". 

Ну я и полезла. Сразу стала залезать по вертикальным лестницам, без наклона. Лезть на них физически очень тяжело, нужно подтягиваться руками. Но при этом не было абсолютно никакого страха. До сих пор вспоминаю свои первые восторженные эмоции от высоты – аж мурашки по коже!

Головокружения у меня не будет точно. Ещё недавно я лезла на высоту 140 метров, сейчас мы строим уже новое здание, высота крана пока 100 метров. Честно, будь у крана высота хоть 500 метров, голова бы всё равно не закружилась. Это же всё на уровне нейрофизиологии. У нас есть комиссия, которая проверяет вестибулярный аппарат. Если всё в порядке, никакого головокружения не будет, как и страха на любой высоте. 

Когда устраивались на работу, были гендерные проблемы? Есть вообще стереотип, что такая работа по плечу только крупному мужчине?

Этот стереотип из той же серии, что и про девушку за рулём. В моей профессии есть прямо противоположное мнение. Когда я только начинала, один бригадир сказал: крановщицы даже лучше, мягче работают. Так что внутри профессии стереотипа не существует. Но обычные люди, которые не имеют отношения к строительству, всегда удивляются, когда узнают, что я крановщица. 

Я на это у них спрашиваю, а какой, по вашему, должна быть крановщица? Некоторые затрудняются с ответом, другие представляют себе гром-бабу, абсолютно не женственную, которая без остановки матерится, семечки выплёвывает дальше, чем видит. Но мы всегда остаёмся женщинами, разве что на характер эта работа может как-то повлиять. 

Лично я матом не ругаюсь, умею всё объяснить по рации вежливо, чтобы меня поняли в трёх словах. Можно придавать вес своим словам и без мата, даже на стройке. 

А вообще, на стройке все разговаривают матом – даже не ругаются. По этому поводу был у нас спор, когда я только трудоустроилась. Один бригадир сделал ставку, что годика через полтора я начну пить, курить и материться. Сам он был матёрым волком – кепка набекрень, даже при -30 грудь нараспашку, без шарфа. Папироса всегда во рту. Я ему ответила: “Нет, дядя Валера, не буду!" Гордо развернулась и ушла. 

Через много лет мы созванивалась, и я сказала, что по-прежнему не пью, не курю, матом не ругаюсь. 

Насколько тяжело физически – залезать наверх, управлять краном? 

Приходится лезть в любую погоду: и в морозы, и в дождь, и когда ветер свищет в лицо. Нужны сила духа, выносливость. Бывает, что в сильную стужу пальчики замерзают, но всё равно ты должна лезть на кран. Только вперёд, только наверх!

Расскажите о кранах, на которых работали. В чём специфика, есть ли разница в функционале, подходе?

Знаете, почти каждый кран, на котором я работала, получил свою "кличку" от меня. Были Катюша, Дуглас, Старушка. Сейчас тоже есть имя, но храню его в секрете, знает только мама. Пока не хочу никому его раскрывать. 

Если говорить серьёзно, то начинала работать на допотопных кранах, которые ходили по рельсам. Это были русские КБ, КБМ. Сейчас работаю на иномарке. 

Я вообще счастливая женщина, ведь краны Liebherr – лучшие. Но даже у них есть специфика. У каждого есть свой характер, приходится приспосабливаться, находить свой подход в управлении. Нужно с каждым краном предварительно знакомиться, чтобы переходить с ним на ты. 

А как краном вообще управлять – наверное, много всяких рычажков и кнопочек? Так-то кажется, будто всё предельно просто – повернул кран, вверх груз или вниз груз.

Раньше были 4-контроллерные краны. 1 контроллер отвечает за ход крана по рельсам. 2 – за перемещение каретки, 3 – направляет груз вверх/вниз (вира/майне, как у нас на стройке говорят), 4 – за поворот крана (направо/налево). 

Сейчас всё модернизировано, работают с 2 контроллерами. Рычаги были, при этом их активно меняют на джойстики – и даже они все разные. У Liebherr джойстик буквой Т. Ощущение – будто ты за игровой приставкой. Вроде играешь, но в то же время управляешь очень серьёзной, даже опасной техникой. 

Если честно, эта работа предполагает огромную ответственность. Вот представьте, у вас удочка в 50 метров и свисающий на леске поплавок. Он туда-сюда лавирует на ветру, трясётся, раскачивается. Внизу – 100 кувшинок, но нужно, чтобы поплавок точно попал на одну из них – и строго по центру. 

Управление грузом – ювелирная работа, порой всё решают сантиметры. Ты руководишь огромной махиной, но иногда нужно буквально "полсантика" натянуть. Такая работа требует огромного сосредоточения, высокой стрессоустойчивости. Нужна быстрая реакция абсолютно на всё. 

Знаете, я всегда боялась паучков – в бабье лето их у нас много. И паучки эти облюбовали мой кран, плетут на нём паутину. Однажды у меня было перемещение очень важного груза, прерывать было нельзя. И паучок спустился на ниточке прямо мне на нос. В такие минуты нельзя визжать, всё бросать, поддаваться эмоциям. Я довела груз до конца, хотя очень боялась паучка. Представляете, как мерзко мне было? Зато так я впервые узнала о своём характере. Только когда закончила с грузом, стряхнула паучка. 

Ещё нужны хороший глазомер, умение гибко распределять внимание. Как говорится, правым глазом видишь, левым – делаешь. Хорошая память тоже необходима. Координация движений. 

Вот казалось бы, да – ну сел себе, расслабился, и управляй в своё удовольствие, но нет. Ты сидишь, полностью сосредоточенный, порой все мышцы тела напряжены. Положить ногу на ногу, отдохнуть не получится. 

Нельзя работать и когда плохое самочувствие – кран не простит. Если у тебя температура, даже небольшая, ты не имеешь права подниматься на кран. Потому что нужно принимать быстрые решения, без права на ошибку.

Приведите любопытную статистику из вашей работы.

В день я совершаю более 150 подъёмов. Разгружаю более 140 тонн груза. За рабочую смену могу разгрузить и подать целый прицеп с арматурой. А ещё я подсчитывала, что за день могу пройти 320 ступеней вверх и столько же вниз!

Ещё очень интересно, каковы ощущения на самом верху? 

Потрясающие! Наша кабина полностью остеклённая. Я сижу на “ножке”, на большой высоте, меня мотает. Да-да, кран может гнуться на полтора-два метра. И вот я сижу, весь мир у моих ног. Какие потрясающие виды открываются, вы не представляете! Я замечаю то, что обычный человек на земле не сможет увидеть. Представляете, какая я счастливая женщина? Прежде всего это ощущение свободы! В душе появляется чувство полёта, чего-то прекрасного. Люблю наблюдать за чем-нибудь, например за птицами. Всё самое хорошее, лучшее в жизни ощущаю на высоте. Часто задумываюсь о чём-то важном, приходят самые возвышенные мысли, даже какие-то идеи, чаще на высоте, чем на земле. 

Чем занимаетесь в кабине столько часов, какие основные занятия? Когда не надо ничего делать, можете просто любоваться?

Знаете, когда я только стала мечтать об этой работе, то многое себе представляла. Например, что я буду вечно молодой в кабинке сидеть. Никто меня видеть не будет, так что можно будет масочки накладывать на лицо, ноготочки красить, даже вязать. Это ожидания. Реальность другая. Иногда даже попить некогда. Единственное, могу о чём-то задуматься. А физически нам, крановщикам, некогда заниматься посторонними делами.

Знаю, у вас есть “Инстаграм” с тысячами подписчиков!

Да, стараюсь его наполнять, поддерживать, рассказывать что-то необычное, выкладывать фотографии, делать видео. Больше нет ни одной крановщицы, которая вела бы страничку в Instagram, я одна такая. И знаете? Людям интересно! Они благодарят, говорят мне, что я открываю для них целый новый мир. Многие удивляются, насколько у меня сложная профессия. А она действительно сложная, это я без всякого тщеславия вам говорю!

СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЛЕНГ

(Елена Галкина регулярно использует эти слова при общении с бригадой или стропальщиками):

ПАУК – 4-ветвевые стропы;

ГАК – крюковая подвеска;

Удавки, ленты, чалки – грузозахватные приспособления;

Матрасы, пилоны, книжки, гэшки, Чебурашки, крылатая х...я, хвосты, картины – конструктив из щитовой опалубки;

Чепырики – короткая арматура;

Рюмка – бункер для бетона;

Зашива – мелкие фигурные фанеры;

Чопики – крепление бортовой отсечки;

Катенка – гладкая арматура;

Мулька – смесь после промывки насоса;

Параша – мусорная яма или мусорка.

Елена Крановщица и её работа.1/7
Скриншот Instagram/lenchek_na_vysote