Три комнаты в коммуналке и выставки в окнах. Художники пустили Metro в свои мастерские

Приглашаем заглянуть в четыре мастерские, обычно закрытые для широкой публики – но не совсем. Московские художники – люди гостеприимные, напроситься в гости к ним всегда можно
Три комнаты в коммуналке и выставки в окнах. Художники пустили Metro в свои мастерские
Фото автора
Валерия Агибалова работает в Мастерской Милюта, которую арендует вместе с тремя другими художницами в коммунальной квартире на пятом этаже дома Лансере.

Темой городского фестиваля художественных практик Art-Space-Hopping-2022 были самоорганизованные пространства. За три часа мы посетили несколько мастерских, и каждый раз было ощущение, что ты пришёл в гости к хорошим знакомым. 

В каждой мастерской ощущается то, что советский художник Илья Кабаков называл "климат содружества". Именно его мастерская на чердаке знаменитого дома-замка на Сретенском бульваре сделала район Чистых прудов центром тех самых самоорганизованных пространств, которым был посвящён фестиваль. На Чистых прудах мы и начали свою прогулку. 

Мастерская "Это не здесь" (Милютинский пер., 20/2, стр. 1)

Заходим во двор дома Лансере – дверью трудно ошибиться. Хозяин мастерской – художник Андрей Митенёв – поставил у входа скамейку и арт-объект, который жители и курьеры используют как парковку для велосипедов.

– Когда Андрей Митенёв переехал в эту мастерскую, доставшуюся от Союза художников,  он держал двери открытыми, постоянно заглядывали люди, искавшие другие адреса, и говорили: “Это не здесь”, он так часто слышал эту фразу, что стал называть так свою мастерскую, – пояснила куратор Васса Пыркова.

Периодически во дворе дома Лансере появляются оригинальные арт-объекты.
Фото автора
Периодически во дворе дома Лансере появляются оригинальные арт-объекты.

"Это не здесь" существует с 2011 года, чуть позже появилась "Фортошная галерея" – свои работы художники выставляют в окнах, выходящих на Милютинский переулок. Окна жилого дома – довольно рисковая площадка для художественного высказывания. 

– Часто мы сталкиваемся с агрессивной реакцией прохожих: окна закрашивают, разбивают. К счастью, коммунальные службы оперативно реагируют и на следующий день всё ремонтируют – всё-таки это доходный дом начала ХХ века. Кстати, с жильцами дома мы хорошо ладим. Полиция, как правило, воспринимает наши выставки спокойно. Только однажды возник конфликт из-за картины с двумя обнажёнными фигурами. Ко мне пришёл участковый и сказал, что закрасит окно чёрной краской. Я возразил, что нельзя участковому закрашивать окна чёрной краской. Он согласился, что как-то не очень, попросил убрать работы. С тех пор мы с ним дружим. И с дворниками дружим – бесплатно чиним их лопаты, тележки, – рассказал Андрей Митенёв.

Андрей Митенёв признался, что не очень умеет общаться с людьми, однако про каждую работу может рассказывать красиво и долго.
Фото автора
Андрей Митенёв признался, что не очень умеет общаться с людьми, однако про каждую работу может рассказывать красиво и долго.

На полу разложены яркие рисунки на фантазийные сюжеты. Изначально они были нарисованы на простынях в тюремной камере. Так случилось, что несколько лет назад Андрей Митенёв провёл два с половиной года в тюрьме. Итогом стали эти рисунки на простынях и книга “Бог есть любовь” с графическими зарисовками и дневниковыми заметками автора (я приобрела экземпляр и получила скидку за то, что попросила автограф). 

– Вообще-то в тюрьме карандаши запрещены, но мне их выдали – с условием, что я буду рисовать. Когда меня перевезли в колонию, появилась возможность рисовать на простынях. 

Андрей Митенёв рисовал свои сны сначала на простынях, потом перенёс рисунки на бумагу.
Фото автора
Андрей Митенёв рисовал свои сны сначала на простынях, потом перенёс рисунки на бумагу.

Здесь можно провести много времени, разглядывая (и разгадывая) картины и скульптуры из разных материалов. Например, "пиксельная" живопись Марины Рагозиной, которая с помощью множества пикселей воспроизводит сюжеты мировой живописи, которые подвергались цензуре. Но в мастерской надо вести себя как в гостях, а не как в галерее, и не утомлять хозяев – у них есть свои дела, на кухне кипит чайник, и остался недоеденным кусок пирога с черешней.

Мастерская Милюта

В том же доме Лансере, за соседней дверью, на пятом этаже четыре художницы – Женя Белякова, Валерия Агибалова, Маргарита Рабкевич и Валентина Чжоу – арендуют три комнаты в коммунальной квартире. 

– Хозяева решили сдать комнаты именно под мастерские, чтобы арендаторы не жили здесь постоянно, но только приходили работать, – сказала художница Женя Белякова.

Преимущества этой коммуналки – очень высокие потолки и потрясающий вид из окна. С соседями девушки живут дружно, они тоже люди творческие. Меня сразу “зацепили” картины с изображением панельных многоэтажек Валерии Агибаловой, я подумала, что такую хорошо повесить в своей комнате, если живёшь у моря в южной стране, где такой ландшафт как экзотика. Искусство любит парадоксы и контрасты.

– Кстати, мои работы почему-то очень нравятся в Китае, и русские, живущие в Америке, ими часто интересуются, – сказала Валерия. Она рисовала за мольбертом и, когда мы пришли, не стала прерывать работу.

Обитательницы этой мастерской – генераторы идей. Женя Белякова почти час рассказывала о своём новом проекте – энциклопедии растений, которые якобы скоро исчезнут, и задача художников – запечатлеть их для истории. Удивительно, с какой лёгкостью художники заставляют тебя поверить в выдуманную историю. По лежащему на столе OR-коду я посмотрела энциклопедию растений. Если удастся собрать необходимые средства, её напечатают и устроят выставку – о том, что растения нужно беречь.

На своих абстрактных картинах Женя Белякова изображает предметы, какими она их видит без линз с близорукостью -10.
Фото автора
На своих абстрактных картинах Женя Белякова изображает предметы, какими она их видит без линз с близорукостью -10.

 – А вообще я фотограф и фотографирую Москву, как художник рисую абстракции – это предметы, какими я их в -10 вижу без линз, – говорит Женя Белякова.  

"На Кузнецком" (Кузнецкий Мост, 19, стр. 1)

Мастерская от Союза художников на этом месте существует уже 70 лет, полтора года назад сюда въехали три художницы – Нина Чечелашвили, Мария Волохонская и Дарья Патрикеева, они полностью сделали ремонт: пришлось заменить буквально всё, заделывать дырки в полу, сами обустроили второй этаж.  

По пятницам проводят наброски – запись через чат в Telegram (в соцсетях они Na_kuznetskom). Кстати, подписаться на них полезно – активные девушки организуют квартирники, арт-маркеты, камерные концерты.

За спиной Марии Волохонской – ретротелевизор, в руках – надпись "Расти и слушайся".
Фото автора
За спиной Марии Волохонской – ретротелевизор, в руках – надпись "Расти и слушайся".

Я спросила, для чего им ретротелевизор. Оказалось, это часть будущей скульптуры. По замыслу Марии Волохонской,  он должен показывать Первый канал, но ловит только "Дисней". Рядом с телевизором – фигурная надпись "Расти и слушайся".

 – Я случайно услышала, как эту фразу говорит женщина ребёнку, в первый день, когда приехала из Грузии в Москву и шла дворами от родителей, – рассказала Мария.

Понятно, что работа будет про человека, которого учат выполнять то, что ему говорят, не задумываясь зачем.

Но первое, что бросается в глаза, – картины кислотных цветов – зелёного и фиолетового. Одна называется "Тревожность", другая – "Болото". 

С помощью зелёного и фиолетового цветов Дарья Патрикеева передаёт состояние паранойи.
Фото автора
С помощью зелёного и фиолетового цветов Дарья Патрикеева передаёт состояние паранойи.

– Я не профессиональный художник и сейчас обучаюсь академической живописи. Это мне открыло возможности рисовать фигуры. Первая работа про состояние паранойи, когда тебе везде мерещится скрытая угроза, вторая – про то, что человек погряз в тягучем “болоте” и не может выкарабкаться из своего же болота, которое его затягивает, – пояснила автор Дарья Патрикеева.   

Но чаще она использует образы из поп-культуры, например, лицо на розовом фоне с надписью Britney Skins, – похоже на рисунки уличных художников.

В мастерской "На Кузнецком" царит не творческий беспорядок, но атмосфера богемности.
Фото автора
В мастерской "На Кузнецком" царит не творческий беспорядок, но атмосфера богемности.

"Мастерские на Покровке" (ул. Покровка, 1/13/6, стр. 2)

Это место больше всего похоже на привычный нам лофт или арт-кластер. Часть здания отдана под мастерские, как говорят их обитатели, “в каждой комнате происходит жизнь”.  Меня привлекли необычные керамические скульптуры в одной из комнат. Их автор – бывший программист и фотограф Константин Гребнев – охотно показал, как происходит процесс их изготовления. 

Это мизерная часть того, что можно увидеть в мастерской Константина Гребнева. Абстрактные керамические объекты развешаны даже на стенах.
Фото автора
Это мизерная часть того, что можно увидеть в мастерской Константина Гребнева. Абстрактные керамические объекты развешаны даже на стенах.

– Я занимался фотографией – путешествовал по пустыням и безлюдным пространствам. Людей почти не снимал. Потом освоил специальную программу, которая анализирует объект на фотографии и делает его 3D-модель.Особенно интересные фигуры получаются, когда алгоритм ошибается. Сначала я печатаю на  3D-принтере пластиковые объекты, потом заливаю их в гипс и делаю традиционный обжиг, – рассказал Константин Гребнев. 

По словам художника, таким образом происходит обратный процесс: от передовых технологий до архаичных форм. “Ведь керамика, – уверен Константин, – один из древнейших видов искусства”. 

Константин Гребнев вырезает фигуру из гипса, потом предстоит обжиг – и изделие готово.
Фото автора
Константин Гребнев вырезает фигуру из гипса, потом предстоит обжиг – и изделие готово.

В мастерских мне нравится обращать внимание на личные вещи. Здесь я долго рассматривала книги на полках, в основном – по философии, вспомнила, что владелец мастерской – бывший программист. Впрочем, я заметила, что лучшие программисты часто интересуются философией.