Как выяснили эксперты ВЦИОМ, примерно 35% жителей нашей страны считают правильным забрать свои деньги из банков. Примерно столько же граждан хотели бы положить деньги на вклад; а чуть меньше трети попросту не знают, как поступать со своими деньгами.
Получается, доверие к банкам падает: для сравнения, пять лет назад нести деньги в кредитные организации было готово более половины населения страны, в 2019 году – уже 46%, в первый год пандемии – 33%. В первый год пандемии доля тех, кто считал, что надо забирать деньги из банков, составляла 46%, а в 2021 году – 41%.
При этом 64% сограждан хранят деньги в рублях, 8% – в долларах, в евро – 3%. Юань набирает привлекательность: в этой валюте хранят сбережения 10% россиян. Другой популярной тактикой сбережения накопления россияне называют вложения в драгоценные металлы, акции, облигации и недвижимость: таких насчитывается 44%.
Как рассказала Metro директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, высокая доля затруднившихся ответить на вопрос, что делать со своими накоплениями, свидетельствует, скорее, не о том, что у трети россиян низкий уровень финансовой грамотности (хотя проблема существует), но о высокой неопределённости, в которой находятся наши соотечественники.
– Одновременно с этим у 35%, которые считают, что необходимо забрать деньги, проявляется недоверие к банковской системе, что является следствием неоправданных ожиданий от взаимодействия с банковскими институтами, – говорит эксперт.
Она обращает внимание, что очень важен именно вопрос повышения финансовой грамотности.
– Думаю, что, не имея возможности влиять на снижение неопределённости, было бы полезно взяться за повышение финансовой грамотности населения, причём как среди школьников, студентов, так и среди взрослых людей. Определённые усилия в этом направлении уже видны даже со стороны государства. Но надо, чтобы и сами банковские институты, и некоммерческие организации, которые ближе всего к интересам простых людей, объединяли свои усилия и выходили с совместными просветительскими программами к тем, до кого трудно добраться: и государству, и бизнесу, – замечает собеседница.