В Сети завирусилось видео с родительского собрания в школе №1514, на котором директор школы объявил о том, что в начальной школе вводится новая система оценок – трёхбалльная, в которой 0 – это "неудовлетворительно", а 2 – "отлично". Нововведение вызвало возмущение среди родителей учеников – многие из присутствующих высказали недовольство, а некоторые демонстративно покинули актовый зал, где проходило собрание.
Теперь за каждое выполненное на уроке задание ребёнок получает от 0 до 2 баллов. В администрации школы уверены, что это помогает лучше понять уровень подготовки каждого ученика и отслеживать его прогресс.
В школе нам объяснили, что по новой системе итоговая оценка, сформированная на основе полученных баллов, выставляется за каждую пройденную тему, триместр и год в дневник и электронный журнал по пятибалльной системе.
– Согласно этой системе, знания школьников оценивают по заранее утверждённым критериям, если ребёнок усвоил материал и справился с заданием, то он получает конкретный балл именно за это задание, если не справился – то мы понимаем, над какой темой нужно поработать. При переходе ребёнка в другую школу родителям выдаётся выписка оценок, в которой баллы, набранные в системе критериального оценивания, переводятся в пятибалльную шкалу, – объясняет Анна Белова, директор школы № 1514.
Если покопаться в истории, то идея трёхбалльной системы оценок не нова – изначально её использовали в отдельных немецких школах ещё в Средние века, а затем и в некоторых отечественных, но уже в XIX веке. Правда, там градация была иной: единица считалась высшей оценкой, а тройка – худшей. Современным родителям, чьи дети ходят в начальную школу № 1514, изменения пришлись не по вкусу.
Одна из матерей – Альбина (имя изменено по просьбе героини), уверена, что заявленной «прозрачности» в системе нет.
– Предполагается, что дальше все полученные баллы будут переводить в привычные оценки по 5-балльной шкале, но сложно понять, какие в итоге оценки получат дети, – рассказывает Альбина. – Сам ребёнок посчитать свою оценку не сможет, поскольку для этого нужно понимать, что такое процентное соотношение и как оно работает. Если ребёнок пропускает урок, ему вместо «Н» ставят 0, что влияет на итоговую оценку. А на отработку даётся всего один урок в неделю.
Другая родительница – Наталья – убеждена, что чётких критериев нет и учителя выставляют оценки совершенно по-разному.
– Один снижает балл за единственную ошибку, а кто-то ставит два невзирая на ошибки. Ни на одном родительском собрании нам не дали никаких внятных ответов. Многие дети за пропуски получали ноль и по итогам первого модуля стали троечниками – только потому что болели. Это похоже на эксперимент, который проводят без согласия детей и родителей, – делится Наталья.
Однако в школе уверяют, что за пропуски в журнал по-прежнему ставится «Н», а не ноль, а пропущенное занятие ребёнок может отработать вне урока.
Тем не менее, родители написали коллективное письмо к директору с просьбой отменить эксперимент. Некоторые обратились в Департамент образования, Рособрнадзор, Министерство просвещения и прокуратуру.
С мнением возмущённых родителей директор не согласна и уверяет, что новая система оценок – это современная методика, благодаря которой знания учеников будут оцениваться максимально объективно.
– К сожалению, есть родители, которые настороженно восприняли нововведение. Мы надеемся, что они со временем смогут оценить плюсы этой системы, – сказала Белова, отметив, что по закону у школ есть право выбирать формы ведения образовательной деятельности – и систему оценок в том числе.
Как работает "критериальная система"
Как объяснила Metro директор школы Анна Белова, при решении задачи оценивается несколько критериев:
– насколько ученик верно понял условия задачи
– оформил данные
– составил нужное выражение для ее решения и так далее
Каждый шаг педагог оценивает от 0 до 2 баллов, что помогает понять ребенку, какие моменты даются ему с легкостью, а на какие стоит обратить внимание. Таким образом, баллы от 0 до 2 – оценка одного образовательного результата. Если в задании оценивается несколько образовательных результатов, то баллы суммируются. В дневник и электронный журнал выставляется только итоговая оценка за каждую пройденную тему. Она формируется на основе полученных за выполненные задания баллов.