Фильмы и сериалы о еде лучше не смотреть на голодный желудок, но в случае с кинопроизведением про кухню высокую всё немного проще. Подача блюд большого кулинарного полёта всегда стремится к натюрморту, а с визуальным совершенством всегда сложно: его не то что есть – трогать руками кажется грешно. Так что любой фильм о высокой гастрономии – это всегда немного музейная прогулка, или, как минимум, созерцание красивой витрины.
Так и с этими двумя небольшими сериями "Тонкого вкуса": здесь будет масса сюжетов, в которых трюфельные лепестки и лосось изо всех сил притворяются картиной, но не едой, так что не грозящих побегом к холодильнику эстетических впечатлений здесь у зрителя будет достаточно.
Все художественно-гастрономические картины в двух первых эпизодах сериала оформляют истории шефов – Андрея Шмакова и Георгия Трояна. Оба – представители нового поколения отечественных ресторанных звёзд, слушая которых, отчётливо понимаешь разницу между ними и их предшественниками.
Андрей Шмаков – русский человек из столицы Эстонии Таллина, выпускник мореходного училища, который в юности служил на пассажирском судне коком и избороздил все прилегающие к Евразии и Северной Америке воды. Потом он работал в ресторанах Таллина и Петербурга и стажировался в именитых заведениях Noma в Копенгагене и Chez Dominique в Хельсинки. В 2013 году его пригласили создать новую кухню для московского отеля "Метрополь", а через два года он открыл там свой авторский ресторан "Савва", который в прошлом году получил звезду "Мишлен" – первую не только в России, но и во всех странах СНГ. Назвал он его, как нетрудно догадаться, в честь основателя "Метрополя" Саввы Мамонтова.
В Шмакове поражает не столько его история – человека, который сделал себя сам (а у него, кроме мореходного образования, диплома повара не было). Таких историй немало, и не секрет, что любой, кто заслужил уверенное признание, всегда делал себя сам. В Шмакове удивляет какой-то почти ломоносовский размах: о своём ресторане он рассказывает почти так же, как Ломоносов в своей известной цитате о русском языке. "Савва" – это французская техника, итальянская простота, скандинавская сдержанность и русская душа", – говорит Шмаков почти как Михайло Ломоносов, который находил в русском языке "великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского". И будто подтверждая это впечатление, отечественные кулинарные знатоки окрестили его "Савву" рестораном "в духе просвещённого купечества".
Второй фильм, о шеф-поваре Георгии Трояне, сразу задаёт немного драматический тон – рассказом о новом ресторане "Северяне", в который Трояна когда-то пригласили работать. По замыслу владельцев, в нём нет привычных электрических печей и абсолютно всё готовится на огне: как из какой-то первобытной пещеры, из печной пасти с пылающими дровами здесь извлекают всё – от десертов до куриных тушек. Окончивший французскую кулинарную школу Le Cordon Bleu Троян понятия не имел, как ему выстраивать своё меню в таких нетривиальных условиях и вступил с печью в поединок, в результате которого пострадало не одно блюдо. Итогом этой борьбы стал самый необычный ресторан Москвы, в котором, по словам Трояна, блюда придумала печь, а по словам его гостей – шеф-повар создал дом.
Затем Георгию Трояну пришлось бороться с раком, и сериал окончательно перестаёт быть историей о еде, будто лишний раз напоминая, что любая еда – всегда отражение того, кто её готовит.