Тюльпан можно рисовать всю жизнь, но так и не стать художником, уверен Юрий Купер

Обозреватель Metro отправилась в мастерскую известного творца, чтобы узнать тайну его главных образов, но оказалось, что её нет
Тюльпан можно рисовать всю жизнь, но так и не стать художником, уверен Юрий Купер
Юрий Купер
Цветок в коробке. Холст, смешанная техника.

Москву всю неделю заливает тропическими ливнями. И когда мы с фотографом пришли в мастерскую к художнику Юрию Куперу, он сидел за холстом и рисовал водосточную трубу. Точнее, это был не холст, а лист железа, на котором художник создавал серебристо-серую фактуру.

– Я пишу то, что вижу вокруг, – пояснил он. – Например, у меня была мастерская в Нормандии, где за воротами в огромном поле росла трава. Я часто её видел и начал писать.

Трава – один из сквозных мотивов в творчестве Купера: у него много воздушных, будто затянутых дождевой пеленой пейзажей, на которых из вымышленного предрассветного тумана проступают самые настоящие травинки. Вот и сейчас в мастерской на полу лежит мешок с пожелтевшими стебельками, часть из которых уже позолочена и приклеена на один из холстов. При помощи смешанной техники Юрий Купер создаёт на фактурных поверхностях (художник часто пишет на неотшлифованных деревянных досках и металле) мистические и многозначные сюжеты, но отрицает в них философскую подоплёку. 

Трава. Холст, смешанная техника.
Юрий Купер
Трава. Холст, смешанная техника.

– Я пишу тюльпан, потому что он белый и простой по форме, никакого метафизического смысла я ни в него, ни во что другое не вкладываю, – говорит художник и показывает на изрядно потрудившиеся, отяжелевшие от наслоений краски кисти, которые разбросаны вокруг него и именно поэтому, по его словам, переместились на его работы. Кстати, настоящие не отличить от керамических, которые Купер тоже делает: особенно поражают несколько поистине циклопических, размером со швабру.

Настоящие кисти Юрия Купера. А может, и не настоящие.
Василий Кузьмичёнок
Настоящие кисти Юрия Купера. А может, и не настоящие.

Одно из важнейших понятий в творчестве Юрия Купера – итальянское сфумато, фирменная леонардовская дымка, скрывающая формы и силуэты. Этим словом названа самая известная книга художника, так называлась его последняя выставка в Новой Третьяковке. 

– Слово "сфумато" появилось в моём словаре давно, – рассказывает Купер. – Как-то я прочитал руководство Леонардо да Винчи для начинающих художников, где он писал о том, что если вы хотите понять, что такое совершенство в живописи, то чаще смотрите на старые стены. Плохих живописцев больше привлекает предмет, который они изображают впрямую на холсте, что не передаёт атмосферное состояние, которое обычно есть у любого объекта. 

Цветок на металле. Смешанная техника.
Юрий Купер
Цветок на металле. Смешанная техника.

Атмосферу своих работ Юрий Купер уловил ещё в раннем детстве, когда и не думал быть художником. 

– Я жил в детстве в коммунальной квартире и часто сидел в пыльном коридоре с одним дедом по фамилии Мячин. Он курил "Беломор", мы с ним не разговаривали. Иногда он произносил фразу, которая для меня ничего не значила: "А, хулиганьё, мошенники". Коридор, в котором мы сидели, был в старом двухэтажном особняке, который никогда не ремонтировался. Закопчённые стены, какие-то чуланы, тазы. От того, что света там не было и горела только одна лампочка, для меня весь этот интерьер казался сказочным.

Ещё до отъезда из Москвы в эмиграцию, до 1972 года, Юрий Купер как-то написал стол на кусочке фанеры, а позднее узнал, что в истории искусства существует направление, которое называется "арте повера" – бедные поверхности, покрытые патиной. 

Сейчас по книге художника "Сфумато" готовятся снимать фильм, и, как он рассказывает, очень сложно перенести в кино, где необходима сюжетность, то настроение, которое он умеет создавать в своей живописи. "Там будет много кадров, в которые нужно вглядываться, чтобы что-то разглядеть", – смеётся мастер.

Юрий Купер в своей мастерской, которая называется одним из его любимых слов – "Сфумато".
Василий Кузьмичёнок
Юрий Купер в своей мастерской, которая называется одним из его любимых слов – "Сфумато".

Работы Юрия Купера давно разошлись по мировым и отечественным музеям и частным коллекциям, и сейчас, на девятом десятке лет, он не только продолжает своё художественное путешествие, но и стал автором нескольких впечатляющих архитектурных проектов. Он создал интерьеры для храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре и для Воронежского театра драмы им. Кольцова.

Кроме того, уже в следующем году в Москве откроется отреставрированный Центр театра и кино на Поварской, для которого Купер создал роскошные интерьеры в конструктивистском стиле. При этом исторические детали и элементы здания бережно сохранены, а кое-что восстановлено – например, выход на улицу из театра со стороны западного фасада. 

Интерьеры фойе Центра театра и кино по проекту Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Интерьеры фойе Центра театра и кино по проекту Юрия Купера.

Ещё более впечатляющий проект – здание физико-математического факультета МГУ на Воробьёвых горах, которое, судя по всему, будет не только самым комфортным, но и роскошным из всех факультетов университета. 

Интерьеры физико-математического факультета МГУ по проекту Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Интерьеры физико-математического факультета МГУ по проекту Юрия Купера.

Грандиозно выглядят и два проекта Юрия Купера для новой станции московского метро "ЗИЛ", из которых сложно выбрать какой-то один. На одном из входных павильонов красуется гигантский логотип "ЗИЛа", на другом – капот чёрного ретроавто. В оформлении подземных пространств станции использован чёрный мрамор, а лампы освещения – гигантские копии автомобильных фар. 

Один из проектов Юрия Купера для станции метро "ЗИЛ".
Василий Кузьмичёнок
Один из проектов Юрия Купера для станции метро "ЗИЛ".

Художник много лет жил за границей и говорит, что в разное время ему было интересно везде: и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне, и в России. В творчестве Юрия Купера очень много "итальянского", своими любимыми художниками он называет Фра Беато Анджелико и Леонардо да Винчи и говорит, что Франция и Италия для него ближе, чем Нью-Йорк. "Там для меня больше незнакомого и чужого, водосточные трубы и обшарпанные стены там трудно найти", – поясняет он. 

– На момент, когда я уехал, мне тоже было интересно жить в России, но я хотел стать настоящим мастером. Нас было двое – самых молодых членов Союза художников, и я подавал надежды, но мне хотелось увидеть мир, чтобы действительно стать художником, – рассказывает Купер. – И я до сих пор ещё не стал. Хокусай, когда ему было 90 лет, сказал: наконец-то я понял, как писать цветок вишни. Я рисовал и могу ещё долго рисовать и водосточную трубу, и тюльпан.

Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.
Василий Кузьмичёнок
Проекты станции метро "ЗИЛ" Юрия Купера.1/6