Тяжёлое детство: как дети на съёмочной площадке становятся жертвами насилия

В воскресенье на ТВ завершается показ сериала "Хрустальный" – про важность осмысления и принятия психотравм, полученных в детстве. Metro поговорило с режиссёром Душаном Глигоровым и актёрами, сыгравшими детские роли в сериале
Тяжёлое детство: как дети на съёмочной площадке становятся жертвами насилия
пресс-служба Первого канала
Сериал "Хрустальный" повествует о насилии во всех его ипостасях.

Следователь Сергей Смирнов (Антон Васильев) приезжает в небольшой шахтёрский городок Хрустальный, в котором родился и вырос. Именно здесь в детстве он подвергся насилию. И именно от этих воспоминаний он убежал в столицу, о них старался забыть всю жизнь. Теперь ему – одному из лучших "охотников на маньяков" в Москве, со своим собственным методом, поручают расследовать таинственное убийство ребёнка там, куда он надеялся больше никогда не возвращаться. Вскоре становится понятно, что в Хрустальном орудует маньяк, и эхо прошлого начинает отзываться и напоминать о себе с каждым шагом. Но чтобы найти преступника, Сергею придётся ещё раз пережить те страшные события и взглянуть в глаза собственному страху.

Как рассказал режиссёр Душан Глигоров, когда к нему попал сценарий Олега Маловичко, он, не раздумывая, взялся за него, поскольку тема, затронутая, казалось бы, в очередной детективной истории о поимке маньяка-педофила, оказалась гораздо  глубже.  

– Мы все когда-то были детьми, у кого-то у самих есть дети. И когда рядом с нами происходит что-то страшное, чего мы не видим или просто не хотим видеть, об этом надо говорить. Ведь те вещи, которые произошли с нами в детстве, живут потом с нами всю жизнь, управляя ею. Об этом надо размышлять, разбираться с этими проблемами в себе и в обществе", –  уверен режиссёр. По словам Глигорова, главное, о чём хотели поговорить создатели сериала, «это тема насилия во всех его видах и ипостасях: физическое, психологическое, сексуальное, патологическое насилие, когда орудуют маньяки-педофилы, и то насилие, которое вроде бы и насилием не назовёшь, например недостаток внимания и любви родителей к ребёнку, но которое иногда причиняет даже больший вред, чем физическое, – сказал Глигоров.

В сериале два временных плана: мы видим героев сейчас и в детстве. Снимать детей вообще задача не из простых, а уж в таком сериале  тем более, уверен режиссер. 

– С детьми работа совершенно другая, потому что ты не можешь ребёнку просто поставить задачу и ждать, что он её выполнит, работать надо совсем иначе, путём вовлечения в некую игру, ввода их в состояние, похожее на то, которое требуется в сцене", – рассказал режиссёр. "Конечно же, мы не говорили им о том, что происходит в настоящем сценарии, чтобы не травмировать, – сказал Глигоров. - Другими способами добивались от них необходимой нам реакции, "подкидывали" какие-то истории, которые могли бы натолкнуть их на подобные воспоминания".  К тому же, как отметил режиссёр, с детьми работала психолог Ирина Сердечная, которая "взяла на себя огромную работу, чтобы настоящая игра на экране стала возможна".

Но если от темы педофилии детей-актёров создателям сериала удалось оградить, то мимо насилия в других его выражениях пройти стороной не получилось.  

Как рассказал Пётр Натаров, сыгравший роль Сергея в детстве, "все знают, что существует буллинг". "Я родился и вырос в семье, где меня любят и сопереживают. Мне повезло – ни в школе, ни дома напрямую с этим явлением я не встречался. Но знаю, что это всё существует, и для кого-то это реальность, – сказал он. – И это правильно – говорить об этом с экрана. Замалчивать нельзя".

С  ним согласился 10-летний Марк Давыдов, также сыгравший жертву маньяка – мальчика Витю. 

– Решение сыграть эту роль я принял самостоятельно и осознанно. Родители переживали немного, но, так как с ними у меня очень доверительные отношения, я их убедил, что справлюсь,  – сказал он. – Я считаю, что  любое насилие по отношению к людям – это плохо. Тем более к ребёнку, который не может за себя постоять. В жизни у меня совершенно другой характер. У меня замечательные отношения с одноклассниками и учителями. Я через сердце пропускал каждое движение, каждое слово моего героя. Просто взял и забыл, что я Марк Давыдов. Я приходил на площадку и чувствовал, что я Витя Баранов", – рассказал он. 

Мама Платона Саввина, сыгравшего маленького Сашу Головченко, ставшего впоследствии главным подозреваемым, Леа Козырь, рассказала, что для детей на съёмках были созданы максимально комфортные условия, чтобы не нанести ущерб психике: "Я уверена, что негативного осадка не останется.  Роли, конечно, тяжёлые, но на площадке присутствовала профессиональный психолог, которая вводила детей в роли и надлежащим образом из них выводила". По её мнению, для детей такой опыт был даже полезен: "Они узнали, какие случаи бывают, в каких ситуациях как себя вести".

Благодаря ли работе психологов, режиссёра, родителям или просто потому, что детство есть детство, но самыми запоминающимися моментами съёмок  у юных актёров  стали сцены, никак не связанные с "ужасами нашего городка". 

Что запомнилось

Для 15-летнего Петра Натарова самым ярким воспоминанием стало выполнение трюковой части работы, где его герой выпрыгивает из окна: "Когда по команде трос отпускают и я лечу, а в метре над землёй зависаю. Разные мысли в это время в голову лезут. Мне кажется, что как раз хорошие и добрые отношения за кадром с актёрами и съёмочной группой всем очень помогли", – сказал он. 

12-летнему Платону Саввину запомнилась сцена побега из школы от ребят, которые обзывались. "Камера была на байке, а мне надо было за ним бежать", – поделился он. Кроме того, Платон переживал за котёнка, который по сюжету погиб в его руках, пока мальчик не убедился, что ни одно животное во время съёмок не пострадало.