Тяжёлая ракета-носитель "Ангара-А5″ впервые стартовала с космодрома

После двух отменённых пусков ракета устремилась ввысь, открыв новую главу в отечественном ракетостроении, накануне Дня космонавтики
Тяжёлая ракета-носитель "Ангара-А5″ впервые стартовала с космодрома
Центр Хруничева / Николай Лапшин
Ракета "Ангара" на стартовом комплексе "Амур"

Многие россияне с замиранием сердца наблюдали за онлайн-трансляцией пуска, которую вёл Роскосмос. Ракета "Ангара-А5″ на стартовой площадке выглядела как огромный робот-трансформер в лучах предрассветного солнца. 

Этот пуск должен был состояться ещё 9 апреля. Его переносили дважды: за считаные минуты до старта "умная" автоматика давала отбой. 

В первом случае — из-за сбоя в системе наддува бака окислителя центрального блока. Во втором — из-за неполадок в системе контроля запуска двигателя. Но специалисты во всём разобрались, и с третьей попытки "Ангара-А5″ с разгонным блоком "Орион" и испытательной полезной нагрузкой устремилась в небо.

Наконец-то летит!
HANDOUT
Наконец-то летит!

— Отсрочка запуска по причине сбоя в работе некоторых систем — совершенно нормальная практика при проведении испытаний. В этом нет ничего страшного, — объясняет Metro академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков. — Первый пуск "Ангары" с Восточного — это тоже своеобразное испытание всего наземного оборудования. 

"Протон" – всё

Ранее ракеты этого семейства летали только с космодрома Плесецк. Всего за последние 10 лет оттуда стартовало шесть ракет "Ангара" — три лёгких и три тяжёлых.

— Восточный находится южнее, чем Плесецк, и, соответственно, оттуда можно будет запускать более тяжёлые грузы, — продолжает эксперт. — Кроме того, расширение географии пусков открывает для нас новые возможности.

Запуск "Ангары-А5″ уже называют новой страницей в истории отечественной космонавтики.

— В современных реалиях это достижение, безусловно, важно, — считает Железняков. — Мы продвинулись в лётных испытаниях. Надеюсь, они близятся к завершению, и ракета "Ангара-А5″ будет введена в эксплуатацию, полностью заменив устаревший "Протон-М". 

Экоракета

В Роскосмосе отмечают, что уникальность "Ангары" заключается в её модульности. Ракету, как конструктор, можно собирать из разного количества блоков. Кроме того, в носителях используется экологически чистое топливо.

— Модульный принцип ракетостроения появился не вчера, так что говорить о новом слове в науке не приходится. Но то, что это сделано с учётом новейших технологий и современных материалов российского производства, — определённый шаг вперёд, — говорит эксперт. — Что касается экологичности, то в отличие от "Протона-М", который работает на ядовитом гептиле, "Ангара" действительно использует экологически чистые компоненты топлива — керосин и жидкий кислород.

Наглядно
Роскосмос
Наглядно

Бесполезная нагрузка 

При испытании американской ракеты Falcon Heavy в качестве полезной нагрузки запустили электрокар Tesla Илона Маска. Автомобиль до сих пор дрейфует где-то в космосе. 

Наши испытатели не стали устраивать шоу и отправили обычную "болванку". Правда, в качестве попутной полезной нагрузки на орбиту вывели частный малый спутник "Гагаринец".

Зачем нам "тяжеловес"

По словам эксперта, грузоподъёмность "Ангары" — 23–24 тонны — это примерный вес одного модуля будущей Российской орбитальной станции, которую планируют развернуть к 2027 году. Кроме того, ракета даст возможность запускать спутники связи на геостационарную орбиту, которая находится на высоте около 36 тыс. км.