Чем больше диапазон колебаний когнитивных функций – тем тяжелее будет протекать заболевание. Исследование опубликовано в Scientific Reports.
Когнитивные функции мозга отвечают за наличие таких навыков, как мышление и речь, ориентация в пространстве, способность к размышлению и обучению. Благодаря им мы познаём окружающий мир, воспринимаем и анализируем, запоминаем и принимаем решения. Предыдущие исследования в этой области доказали, что выраженные изменения когнитивных функций в тестах – показатель большого риска нейродегенеративных расстройств. В этом исследовании учёные выявили непосредственную связь между когнитивными функциями и работой иммунной системы.
Иммунная система под контролем теста
Первые несколько дней восьмидневного исследования 18 участников проверяли своё внимание, время реакции и способность переключаться между цифрами и символами три раза в день. На четвёртый день исследования группу целенаправленно заразили риновирусом (HRV). Затем участники отмечали такие симптомы, как озноб, кашель, головная боль, заложенность носа, насморк, чиханье, боль в горле и усталость.
Те, кто имел тяжёлые симптомы и обильные выделения из носа, демонстрировали непостоянные когнитивные показатели в дни, предшествовавшие болезни.
Авторы признают, что большинство людей вряд ли будут проходить постоянно когнитивные тесты 3 раза в день. Но есть вероятность, что тесты (авторы советуют проходить хотя бы один в день) могут помочь контролировать состояние своей иммунной системы. И надеются, что в скором будущем пользователи смогут легко получить доступ к тестам для мозга и отслеживать результаты с помощью смартфонов. По мнению исследователей, информация о скорости и точности набора текста и времени сна, например, может быть объединена с тестами на внимание и память, чтобы лучше прогнозировать, когда организм будет подвержен повышенному риску заболевания. Тогда можно будет принять меры предосторожности, чтобы подготовиться к инфекции и укрепить защитные силы организма.
Один из авторов исследования, Мурали Дораисвами, нейробиолог, профессор медицинской школы Дюкского университета, считает, что периодический когнитивный мониторинг, который станет возможно проводить дома с помощью цифровых платформ самопроверки, – это то будущее, которое даст возможность отслеживать здоровье мозга.
– Специфические тесты, которыми пользуются неврологи для оценки когнитивных функций, – несложные, например, в них есть такие задания, как из 100 последовательно вычитать 7 или назвать за минуту слова на букву "Л". Но их должны проводить специалисты. Сам человек пока не может провести это тестирование и оценить, насколько его когнитивные функции снижены, – рассказывает Metro Марина Карпенко, доктор биологических наук, заведующая Лабораторией нейрохимии Физиологического отдела им. И. П. Павлова Института экспериментальной медицины. – Поэтому данные тексты могут быть переведены в самоопросник только после проведения дополнительных исследований. Нужно понимать, что для этого необходимо время.
Мозг участвует в регуляции функций иммунной системы
Данное исследование не назвать новаторским. Ещё советские учёные исследовали, каким образом структуры головного мозга участвуют в регуляции функций иммунной системы.
– Мозг и гормоны регулируют активность работы иммунной системы и постоянно взаимодействуют, то есть между ними происходит "диалог", – рассказывает Metro Елена Корнева, один из основателей психонейроиммунологии, академик РАН, доктор медицинских наук. – Структура процесса может быть вкратце охарактеризована таким образом: мозг реагирует на определённое воздействие и генерирует сигнал, который передаётся по нервным волокнам и через гормональную систему на периферию, в том числе клеткам иммунной системы, на которых представлены рецепторы к нейромедиаторам и гормонам. Функции гормональной системы регулируются мозгом. Окончания периферических нервов выделяют химические вещества – нейромедиаторы: ацетилхолин, дофамин и норадреналин, а на клетках иммунной системы представлены рецепторы, которые воспринимают эти регуляторные факторы, что ведёт к изменению активности иммуноцитов. То есть ацетилхолин, дофамин и норадреналин влияют на активность и клеток мозга, и клеток иммунной системы. Клетки иммунной системы выделяют цитокины – химически активные агенты, которые воспринимаются клетками обеих систем. Главный регулятор в этой цепочке – мозг. Он может действовать через гормоны или нейромедиаторы и влиять на функции этих систем. И ещё важный момент: всё зависит от характера патогена. Если это, например, брюшной тиф, вряд ли вы будете писать стихи, если это насморк – то когнитивные функции не пострадают.
Нейромедиаторы играют и ключевую роль в познании.
– Какую роль нейромедиаторы играют в познании, объясню на примере памяти, – делится Марина Карпенко. – Согласно одной из теорий, память – это образование новых связей между клетками центральной нервной системы и разрушение уже имеющихся. Чтобы клетка А установила контакт с клеткой Б, эти клетки должны получить некий сигнал, и в роли сигнала, либо аттрактивного (двигайся ко мне и образуй со мной связь), либо репульсивного (не подходи и не устанавливай со мной связь), выступают нейромедиаторы (химические посредники) и/или нейромодуляторы, например цитокины (иммунные посредники). Клетки коммуницируют между собой и понимают, нужно ли устанавливать связь или нет. Память – это не только способность к восприятию новой информации, но и способность удерживать или забывать информацию, которую мы уже имеем. Нарушаться могут либо одно звено, либо другое, либо оба сразу, и это разные процессы. У пожилых людей, как правило, осложнён процесс восприятия и удержания новой информации, поэтому они хорошо помнят, что было с ними в юности, но не помнят, куда положили очки.
Иммунитет зависит от реакции мозга на событие
По мнению Елены Корневой, наш иммунитет зависит от реакции мозга на событие.
– Важно понимать, что психология людей широко варьирует: то, что один человек воспринимает как трагедию, другой даже не заметит. Это связано с тем, насколько адекватно человек воспринимает информацию, – продолжает Елена Корнева. – Обмануть мозг нельзя, но тренировать можно и даже нужно! Был у нас профессор по неврологии Даниил Григорьевич Гольдберг, он великолепно читал лекции и демонстрировал одну из своих больных, которая была истеричкой: стоило кому-то нагрубить ей, она падала и идти не могла – развивался паралич ног. Это так называемый функциональный паралич. Даниил Григорьевич обладал техникой гипноза. Её привозили к нему – и он внушал, что всё в порядке. Она вставала и шла дальше. Позднее он дал ей свою фотографию и внушил, что если она проведёт этой фотографией по каждой ноге два раза, то паралич пройдёт, что и происходило. Таковы возможности мозга.
Нельзя сказать, что чем лучше развиты когнитивные функции, тем человек болеть будет меньше.
– Болезнь – это многофакторный процесс, люди умные, гениальные всё равно болеют, – рассказывает Елена. – Много тысячелетий назад продолжительность жизни была меньше – доживали до 60 лет редко. Сейчас продолжительность жизни увеличилась намного – и это результат эволюции функций нервной и иммунной систем. Большую роль, конечно, играют развитие медицины и возможности лечения.
Елена Корнева называет радость и позитивные события важными составляющими здоровья нервной и иммунной систем.
– Позитивные события повышают функции иммунной системы, – делится Елена Корнева. – А неприятности угнетают её активность. Себя можно воспитывать и реагировать на разные жизненные события спокойно, не делать из ничего трагедию, что очень важно для вашего здоровья.