Проговорим привычный всем алгоритм: нужен чайник – идём в магазин. Чайник устарел – выкидываем или, будем разумными потребителями, – сдаём в пункт приёма вторсырья. Дома снова нет чайника – идём в магазин, пусть даже онлайн. Схема работает – проверена миллионами потребителей. Но, как всегда, найдутся те, кто громко крикнет в духе всем известной группы: "Мы будем жить теперь по-новому!" – и внесёт правки в список всеми совершаемых действий.
– По своей сути так называемая шеринговая экономика — это IT-реинкарнация идеи коллективного хозяйства в абсолютно рыночной и прагматичной среде, – рассказал Metro Григорий Сосновский, директор региональной сети по работе с состоятельными клиентами "БКС Мир инвестиций". – Зачем, спрашивается, всю жизнь над златом чахнуть, если сундук можно выгодно сдать в аренду, а злато приумножить, предоставив микрозаём пользователям лукоморья? Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества сверхпотребления, нивелируя философию обогащения и подрывая триумф частной собственности. Не нужно покупать автомобили, квартиры, яхты, частные самолёты, офисы и многое другое, если вы можете ими пользоваться, не неся расходы на содержание и ремонт. И при этом можно менять дома, квартиры, машины, интерьеры столько раз, сколько захочется.
Чего желаете: дома, автомобили, утюги, матрасы...
Начнём с крупной вещи – дом, квартира, временное жильё. Помните фильм "Отпуск по обмену"? История из 2006 года, а как актуальна. Напомним: героиня Кейт Уинслет, живущая в английском Суррее, опубликовала онлайн-объявление с предложением на время рождественских каникул обменяться домами. Ответила на него девушка из Лос-Анджелеса в исполнении Кэмерон Диаз. В результате обе героини провели отпуск путешествуя и сэкономив на отелях. А они в рождественский период ой какие дорогие. Так вот, внимательно присмотревшись к схеме, можно заметить здесь корни шеринг-экономики. На которой, кстати, выстроен всем известный бизнес Airbnb.
– Экономика совместного потребления охватила уже целые страны и отрасли, превратившись в миллиардный бизнес, привлекательный и для крупных корпораций, а её быстрый рост феноменален. Число предложений Airbnb (платформы по обмену и поиску жилья) выросло за последние 6 лет больше, чем сеть отелей Hilton за 93 года, – подчеркнул Григорий Сосновский. – И рост продолжается такими же темпами.
Продолжим список шеринг-примеров успехами потоковой платформы Netflix, которая уже конкурирует с признанными киностудиями за "Оскар". Вспомним и про автомобильный брокер Uber, который выводит таксистов всех стран на баррикады. И будем верить экспертам, которые уверены, что это только начало.
Но не только в крупных и регулярных/частых расходах прорастает шеринг. Вспомним, например, про шеринг автомобилей или оформление себе авто по подписке. Кстати, ВТБ не так давно пошёл хитрым путём, запустив сервис подписки на автомобили на ресурсе "Авито". То есть там, где большинство что-то покупает или перепродаёт, банк предлагает взять автомобиль в долгосрочную аренду.
Бытовая техника, в том числе соковыжималки, утюги, кофеварки и даже матрасы, тоже теперь в зоне доступа оформления по схеме подписки. Стоит уточнить, что в её случае речь не идёт о том, что ты делишь один матрас со всем городом. Просто, поспав на "подписном" матрасе или использовав кофеварку, чайник определённый срок, дальше имеешь право не искать, куда же их деть, а просто сдаёшь тем, у кого когда-то брал.
– В случае если пользователь решит обменять старый матрас на новый, модель программы подписки включает в себя вывоз матраса и его вторичную переработку, – подсказали Metro в компании Forward Leasing.
Подробнее о плюсах
Эксперты выделяют сразу несколько ощутимых плюсов шеринг-экономики:
- Отсутствие лишних расходов, связанных с владением.
- Возможность быстрого и, скажем так, оплаченного ремонта, например автомобиля, экрана смартфона, а также смены одной вещи на другую без необходимости продавать или утилизировать старую.
- Это гораздо более экологичный способ использования товара.
- Большинство товаров дешевеют со временем (амортизация), шеринг же позволяет платить только арендный платёж, а большую часть средств использовать на другие цели (в том числе и зарабатывать деньги).
Но есть и минус
Григорий Сосновский отметил, что приложения, которые собирают данные о том, какие товары вы берёте в аренду, узнают ваши потребительские привычки.
– С одной стороны, на основе их анализа компания способна дать подходящие именно вам варианты выбора, и это большой плюс, с другой стороны, такой объём данных о том, как вы любите тратить деньги, – лакомый кусок для большинства маркетологов. Поэтому хранение и использование больших данных – это новый вызов для всех сторон, от юридической до моральной.