"Техасской резне бензопилой" 50 лет: какие ужасы происходили на съёмках

С октября 1974 года в американских кинозалах стали показывать страшную новинку – "Техасскую резню бензопилой". Сначала критики фильм разнесли, а затем нарекли культовым. Узнали, какие реальные ужасы происходили на съёмках
"Техасской резне бензопилой" 50 лет: какие ужасы происходили на съёмках
Кинопоиск, Иноекино, Флагман-Трейд
Кожаное лицо собственной персоной.

Как пишет New York Post, фильм снял режиссёр Тоуб Хупер. У него был ограниченный бюджет (даже по меркам того времени) – 140 тыс. долларов. 

Критикам его творение не понравилось, они плевались, называя фильм "каннибалистическим кошмаром". Колумнист Post Арчер Уинстен предложил назвать его худшей кинокартиной 1974 года, а то и "всех 70-х".

Но в итоге за первый год лента собрала в прокате 25,6 млн долларов. А недавно журнал Variety назвал "Техасскую резню бензопилой" лучшим фильмом ужасов в истории.

При этом картину создавали неопытный режиссёр и молодые, мало кому известные актёры.

Кожаное Лицо визжит как свинья

Сюжет картины незамысловат – семья психопатов-убийц терроризировала группу из пяти подростков в самом захолустье в США. Главный злодей носил маску, сделанную из человеческой кожи. 

Чтобы создать этого персонажа-психопата, сценаристы обратили внимание на серийного убийцу из Висконсина Эда Гейна, который также вдохновил режиссёров "Психо" и "Молчание ягнят". Напомним, Эдвард Гейн убивал своих жертв, а потом сшивал из их кожи маски и предметы одежды. Во время обыска в его холодильнике нашли человеческие органы. Большую часть жизни провёл как затворник-одиночка.

В то же время Эд Гейн лишь отдалённо напоминал Кожаное Лицо – в целом, это уникальный персонаж, плод "больной" фантазии создателей киношедевра.

“Я понятия не имел, насколько опасна цепная пила на самом деле”, – писал в своих мемуарах актёр Гуннар Хансен, сыгравший Кожаное Лицо. Он отметил, что ни разу не держал такую пилу в руках.

Кожаное Лицо.
Кинопоиск, Иноекино, Флагман-Трейд
Кожаное Лицо.

Хансен вспоминал, с какими трудностями ещё встречался на съёмках. Например, актёр знал, что по сценарию должен визжать как поросёнок. Поэтому поехал на ферму своего друга, чтобы научиться правильному визгу у свиней!

"Сначала я пытался кричать, но они в ответ молчали, – вспоминал он. – Тогда я сам попробовал повизгивать. Им было всё равно. Поэтому я залез внутрь и гонялся за ними по всему загону. В конце концов схватил длинную палку и начал тыкать ею в тварей. И так разозлил одну из свиней, что она наконец-то начала визжать".

Где нашли кости людей

Когда актёры и съёмочная группа впервые прибыли на ферму, где шли съёмки, домовладелец сообщил им, что на заднем дворе выращивает... наркотики. И предложил их употреблять, хотя в Техасе это было уголовно наказуемо. Но команде было плевать, они пекли брауни с "весёлой" начинкой. 

В самом начале фильма показали мёртвого броненосца – и это настоящий труп, из которого сделали чучело. Создатели фильма также пытались сделать чучела из собаки и лошади, но получилось слишком уж отталкивающе. 

Арт-директор картины Роберт Бёрнс рассказал, что в качестве костей "использовали части тел восьми коров, двух собак, кошки, двух оленей, трёх коз, двух настоящих человеческих скелетов, одного цыплёнка и броненосца. Во всём наборе костей было всего 10 пластиковых". Человеческие скелеты – более дешёвые, чем подделки – были приобретены в Индии.

Одна из немногих сцен с обильными брызгами крови – это когда Салли (Мэрилин Бёрнс) катила прикованного к инвалидной коляске брата Франклина (Пол Партейн) вниз по склону. Неожиданно к ним подошёл мистер Кожаное Лицо – и начался апокалипсис.

Кадр из фильма "Техасская резня бензопилой".
Кинопоиск, Иноекино, Флагман-Трейд
Кадр из фильма "Техасская резня бензопилой".

Хансен вспоминал: “Тоуб присел на корточки справа от Пола, с чашкой, в которой была "сценическая кровь Боба" (сироп и пищевой краситель). Дотти Пёрл присела слева, тоже с чашкой. Потом, когда я "резал" жертв, ребята набирали полные рты крови и плевали в нас. Тоуб и Дотти Пёрл буквально "харкали" кровью". 

Но иногда трюки были по-настоящему опасными. Первая атака Кожаного Лица – жестокий удар по голове Кирка (Уильям Вэйл), который корчился на полу, прежде чем его оттащили, – была не совсем имитацией. И хотя молоток был из твёрдого пенопласта, Хансен не должен был на самом деле бить Вэйла по голове. Но всё пошло не по плану. 

"Я был на адреналине, – вспоминал актёр. – И вот Вэйл споткнулся, а я вышел из тени и на самом деле ударил его кувалдой по лицу".

Вэйл забился в конвульсиях, это хорошо видно в фильме, но Хансен не остановился. "Я прикончил его, на этот раз не прямым ударом. Затем поднял, чтобы оттащить". 

Перевозбуждённый актёр швырнул Вэйла головой об стену. К пострадавшему метнулся менеджер по производству Рон Бозман со словами: "Ты в порядке? Ты в порядке?" Оказалось, Вэйл получил серьёзную травму шеи.

"Но на экране всё выглядело великолепно", – отметил Хансен в своих мемуарах. 

Актёр, сыгравший Кожаное Лицо, умер в 2015 году.

Монолог Тери МакМинн (для портала grimoireofhorror):

Героиня Тери МакМинн – Пэм. Кадр из фильма.
Кинопоиск, Иноекино, Флагман-Трейд
Героиня Тери МакМинн – Пэм. Кадр из фильма.

Прочитав сценарий, поняла – что-то не очень. У меня в голове не укладывалось, что это за фигня – крючки для разделки мяса, какой-то парень по имени Кожаное Лицо, бензопила. Я не понимала, как нас будут преследовать, вешать, забивать молотками, как мы все станем бороться за жизнь. Я ничего не слышала о кровожадном Эде Гейне.

Кастинг проходил как в тумане, хотя я всегда хорошо справлялась с прослушиваниями. Сначала я сомневалась, стоит ли вообще сниматься в этом фильме. Насколько я помню, термин "независимое кино" тогда даже не использовали. Их называли "паршивыми фильмами".

Я тогда получала отличные роли в театре, посещала курсы режиссуры, работала официанткой. Но друг спросил: "Что ты теряешь, Тери? Просто сделай это!" 

Цифра
35
лет не снималась Тери МакМинн после "Техасской резни бензопилой".

Меня выбрали на роль Пэм. Начали снимать мои сцены в доме с Кожаным Лицом. Пришлось тринадцать раз наступить на оцинкованное ведро с острыми краями, "травмировать" голень. 

Все работали как одно целое. Снимали с раннего утра и до позднего вечера, с небольшим перерывом на обед. 

Было очень жарко, работали без кондиционера. В голове стоял вопрос: "А что мы вообще делаем?" Целые дни актёры сидели без дела, ожидая, когда разойдутся тучи. Были технические трудности, много-много часов скуки. 

В конце сентября 1974 года я пришла на работу, а там полно народу! Мой бармен Майк спросил: "Привет, Тери, разве ты не говорила мне, что в прошлом году снималась в каком-то фильме ужасов в Остине?" А ведь я даже не была главной героиней. 

Звёздный час Тери.
Кинопоиск, Иноекино, Флагман-Трейд
Звёздный час Тери.

Фильм так популярен, потому что это был прорыв в жанре: кровожадная семья, новые идеи с мясорубками и бензопилами, прекрасная операторская работа и монтаж. Ужас проникает прямо в голову!