Театры вынуждены повышать цены на билеты, но недорогие места всё же есть

В столичных театрах цены на билеты выросли на 10 — 20%, но их руководство старается сохранять гибкую политику ценообразования
Театры вынуждены повышать цены на билеты, но недорогие места всё же есть
Евгения Новоженина / @РИА Новости
Прохожие у киоска продажи театральных билетов на улице Новый Арбат 11.

На днях с новой силой разгорелась дискуссия о росте цен на билеты в московские театры: ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Николай Цискаридзе заявил изданию "Абзац", что цена билета в театр не должна равняться месячному окладу, а директор Большого театра Валерий Гергиев парировал, что рост цен закономерен и отвечает общемировой практике, когда в театрах билеты продаются по категориям — от премиум-класса до эконом. 

Считается, что средняя цена билета в российские театры в начале нового сезона — сентябре-октябре 2024 года — выросла на 14% по отношению к аналогичным периодам в 2023-м. Но по наблюдениям некоторых участников рынка, цены на театральные билеты выросли больше, чем на 14%.

— Я тоже хожу в театры, и по моим ощущениям, цены в ведущих театрах выросли не меньше, чем на 50% за год, – рассказывает Metro директор по развитию Театра Мимики и Жеста Светлана Ершова. – В Большом театре билеты в партер на некоторые спектакли стоят 40 тыс. руб. То есть я понимаю, что я как мать троих детей уже никогда не отведу их на "Щелкунчика". Если раньше была проблема, как отстоять в очереди за билетами, то сейчас такой вопрос уже не стоит. Большой театр стал театром для богатых людей.

В самих столичных театрах говорят, что цены у них выросли в среднем на 20%.

— По сравнению с 2023 годом место в зрительном зале в Театре на Малой Ордынке подорожало меньше, чем на 20%, хотя расходы на новые постановки и сценическое обновление репертуарных спектаклей стало более затратным, — говорит Metro художественный руководитель Театра на Малой Ордынке Евгений Герасимов. — Но благодаря грамотному планированию и оптимизации расходов нам удается держать стоимость билетов на оптимально комфортном уровне — от 500 руб. до 7 тыс. руб.

В Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) тоже говорят, что цены на билеты у них выросли в среднем на 20%, при том, что стоимость производства спектакля увеличилась на 50-60%

– Мы следим за спросом и повышаем цены в различных сегментах по-разному, – рассказывает директор РАМТа Софья Апфельбаум. – Самые удобные места в партере на востребованные спектакли у нас сейчас стоят в районе 4 – 5 тыс. руб., но есть и более дешёвые билеты, в том числе на места с ограниченной видимостью, за 500 – 800 руб.

Директор РАМТа Софья Апфельбаум.
Пресс-служба РАМТ
Директор РАМТа Софья Апфельбаум.

В вопросах ценообразования в РАМТе опираются на спрос, который нередко подогревают спекулянты. Как ни странно, признаются в театре, он остаётся устойчивым на самые дорогие билеты.

– Иногда низкая стоимость билета для кого-то – сигнал, что это не самый лучший спектакль, – говорит Софья Апфельбаум. – Нередко первыми продаются самые дорогие билеты, что странно. А когда мы видим их на сайтах спекулянтов, где они предлагаются по немыслимым ценам в 2-3 раза выше нашей, то осознаем, что все же отстаём от рыночного спроса. Мы государственное учреждение и большую часть средств получаем от государства, поэтому считаем, что цены на билеты должны оставаться доступными. Но это сложная дилемма: если все билеты перекочуют на сайты спекулянтов, то они не станут доступнее для людей. С другой стороны, если есть спрос на дорогие билеты, значит, люди готовы платить эти деньги.

Для борьбы с перекупщиками РАМТ одним из первых ввёл именные билеты на три спектакля, их можно приобрести в кассе театра и на официальном сайте.

Начальник билетного отдела Центра драматургии и режиссуры Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) Евгения Мельникова рассказала Metro, что в её театре за 2024 год цены на билеты подняли на 7%, а с началом нового сезона они не изменились. В театре сохранились удобные расценки для зрителей, от дешёвых билетов до условно дорогих.

— Очень высоких цен у нас как не было, так и нет, — отмечает Мельникова. — Но всё, конечно, зависит от спектакля. Например, на спектакли с народными артистами, с Еленой Яковлевой – максимальная стоимость билета 5,5 тыс. руб. На все остальные спектакли максимальная стоимость – 3 – 3,5 тыс. руб. То есть в контексте других московских театров – у нас очень доступные для зрителей билеты.

При этом сама Евгения Мельникова говорит, что лично для неё цена на билет в 5 тыс. руб. – уже дорого, не говоря о ценах в 50 и 20 тысяч. 

– Конечно, всё зависит от возможностей зрителей, – добавляет Мельникова. – Кто-то может заплатить и 50 тысяч, а кто-то только три. На цену влияет много факторов: город, в котором находится театр, день недели, в который идёт спектакль, участие народных артистов и так далее. 

Цифра
20%
на столько в среднем выросли цены на билеты в столичные театры за год.

Заместитель директора по административной работе Театра имени А. С. Пушкина Ирина Кудинова рассказала Metro, что в этом сезоне цена билета на спектакль в её театре выросла по сравнению с прошлым на 10-15% в зависимости от категории мест и теперь варьируется от 400 руб. до 12 тыс. руб. 

— Театр по-прежнему доступен разным зрителям, — говорит Кудинова. — Мы стараемся соблюдать баланс, для нас важно, чтобы зрители приходили в театр, отвлекались от повседневных проблем, получали необходимые эмоции. Но, конечно, мы не можем не учитывать рост стоимости товаров и услуг, которые ведут к увеличению затрат на постановку новых спектаклей и прокат текущего репертуара. Как сделать стоимость билетов дешевле? Это всегда нелегко. К сожалению, невозможно увеличить количество мест в зрительном зале, чтобы вместить всех желающих. Но в нашем театре всегда есть в продаже билеты на бельэтаж и балкон с очень невысокой стоимостью.

В Театре Мимики и Жеста даже говорят, что на их спектакли всегда можно купить билет на балкон по очень низкой цене и пересесть на свободные места ближе к сцене, с которых их никто прогонять не будет, поскольку в театре нет стопроцентной заполняемости. Именно поэтому здесь пока не видят причин серьёзно повышать цены на билеты. Несмотря на общее по рынку подорожание стоимости производства спектакля, цены на билеты здесь повысились лишь на 5% (около 50 руб. к стоимости билета).

— Цены на билеты в наш театр всегда были сравнительно невысокими, — рассказывает директор по развитию Театра Мимики и Жеста Светлана Ершова. — Мы работаем в особенном театре, где талантливые неслышащие актёры играют на жестовом языке в сопровождении актёрского перевода голосом. И хотя наши спектакли доступны и слышащим, и глухим людям, заполнить на каждом спектакле большой зал на 500 мест довольно сложно. Низкие цены — одно из наших конкурентных преимуществ. Но в связи с общим повышением цен в стране мы тоже вынуждены были немного повысить стоимость билетов.

О существенном подорожании производства спектакля говорят все участники рынка: именно это стало решающим фактором повышения цен на билеты.

— Театры тоже ощущают инфляцию и рост цен, — говорит художественный руководитель Театра на Малой Ордынке Евгений Герасимов. — Растёт стоимость услуг, удорожание расходов на содержание театров, увеличиваются затраты на производство декораций и костюмов, а также расходных материалов, связанных с проведением спектакля. Регулярный выпуск нескольких премьер в сезон, а в Театре на Малой Ордынке это минимум 6 названий, напрямую влияет на ценообразование и сохранение возможности посетить театр незащищённым слоям населения. 

Худрук Театра на Малой Ордынке и председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов.
Артур Новосильцев / Агентство Москва
Худрук Театра на Малой Ордынке и председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов.

"Себестоимость производства спектакля выросла, поэтому цена на билеты растёт объективно", говорит Светлана Ершова. Некоторые строки расходов на производство спектаклей выросли едва ли не вдвое, рассказывает Metro директор РАМТа Софья Апфельбаум:

– Значительно увеличилась стоимость материалов для производства декораций, подорожала работа мастерских, театральное оборудование, коммунальные услуги, – рассказывает Апфельбаум. – Если раньше спектакль с большим количеством декораций на большой сцене РАМТа мог стоить 8–10 млн руб., и мы считали, что это дорого, то сейчас эти цифры подходят к 15–20 млн руб.

При этом в РАМТе не стремятся переложить финансовое обременение на плечи зрителя, и если для повышения цен на востребованные постановки вечернего репертуара есть объективные рыночные причины, то большинство спектаклей в театре – подростковые и детские, и повысить цены на них невозможно. 

– К нам нередко приходят школьными классами, в которых учатся дети из семей с разным достатком, и они порой не могут покупать билеты дороже полутора тысяч рублей, – рассказывает Апфельбаум.

Несмотря на подорожание, участники рынка отмечают рост спроса на театральные билеты: по данным ВЦИОМ, сегодня каждого четвёртого россиянина можно назвать театралом — 25% россиян посещают театр несколько раз в год и чаще: в 2008 году этот показатель составлял 13%, в 2019 году — 21%.

– За последний год спрос на билеты в театр заметно вырос, – говорит Апфельбаум. – Он стабильно растёт с окончания пандемии, и это ощущают все театры. С чем это связано, неизвестно: то ли из-за уменьшения числа концертов и других развлечений, то ли из-за падения интереса к онлайн-просмотрам. А потребность в театре, в живом искусстве только растёт. Мне кажется, бОльшую ценность приобрела возможность созерцания живого исполнения, реального сопереживания, приобретения совместного опыта офлайн. Плюс на это наложился приобретённый в пандемию навык всё покупать онлайн. И сейчас мы наблюдаем то, чего у нас никогда не было: если раньше за сутки до спектакля билеты не были выкуплены, мы понимали, что их уже не купят, – то теперь буквально за два часа до начала у нас могут разобрать 100 оставшихся билетов.