Норвежские корни
"Меня постоянно спрашивают о разных предках. О ком-то знаешь больше, о ком-то меньше. Иногда Вселенная вдруг подкидывает информацию – и случайно узнаёшь интересные вещи. Не так давно раскопала сведения об одном из наших родоначальников – норвежце Карле Багговуте. Эта семья сначала переехала в Швецию, потом в Российскую империю. В этой семье все мужчины были генералами, очень героические люди. У Карла было два племянника, Карл и Александр.
Карл был военным комендантом города Гатчина, и в его честь даже назвали улицу. Но теперь это улица Карла Маркса, который ничего хорошего городу не сделал.
Александр Багговут постоянно воевал – его там чуть не убило, здесь чуть не убило. На русско-польской войне 1831 года он тоже со страшной силой воевал, и в него однажды прилетели пули. Одна попала ему в голову, его сочли мёртвым и уже понесли хоронить. Но у него был денщик, который, увидев барина в непотребном виде, решил привести его тело в порядок и подтащил к костру. От тепла Александр оттаял и ожил. Денщик нашёл лекаря, который вытащил из генерала пулю и зашил ему голову. Потом тоже с жуткими приключениями Александра Фёдоровича повезли в госпиталь.
Дочка Александра Багговута – бабушка моего деда Алексея Толстого".
Книжки на ночь
"Я читала сыну книжки на ночь. Сначала ты ему читаешь, ребёнку это нравится, он втягивается. Но потом ты говоришь: "Всё, спать пора!" А ребёнку хочется ещё, он остался голодным. И тогда он учится читать сам. Но начинать приучать детей к чтению надо очень рано. Если упустил, то будет сложно наверстать. Всё равно что перевоспитать.
У меня сын в детстве зачитывался Жюлем Верном. Сначала прочитал книжки дома, потом сам записался в библиотеку, приходил и всё там подчищал. Прочитал все тома, которые там были".
Детские открытия
"Когда я была маленькой, мне нравились книги Ильина и Сегал. Они сочиняли для детей познавательные истории про то, откуда берутся вещи. Я помню, у меня была книжка с ответами на вопросы, которые страшно волновали ребёнка. Например, почему шуба греет? И там объяснялось, что сама шуба не греет. Что это человек источает тепло, а шуба или другой плотный материал сберегает это тепло. Сама шуба висит в шкафу и не может никого согреть. И ты делаешь открытие: вот как это работает!
И поэтому мне очень смешно смотреть тупые американские комедии, авторы которых верят, что шуба греет. Потому что у них, если герой посидел в холодильнике, то он оттуда вылезает весь синий. Почему? Там же не так холодно! Умный человек мог бы завернуться в бумагу из-под колбасы и согреться, но авторы этих комедий же не могут до этого додуматься, ведь у них не было книг Ильина и Сегал".
Вопрос Цветаевой
"Как отличить человека от его творчества? В случае с Мариной Цветаевой этот вопрос оказывается неразрешимым. Она загубила одну дочь, которую не любила и хотела, чтобы её не было, и чуть не загубила вторую, любимую. Потом вроде как раскаялась, написала пару стихотворений про умершую дочку, но по сути поступила чудовищно. Её стихи становятся от этого хуже или лучше? Вот вопрос. Будешь ли ты их читать с тем же восторгом, чувствуя энергетическую близость с автором, когда узнаешь, что пока её ребёнок, голодный, больной, ползал в собственной моче в ледяной кровати в детском доме, она со своими знакомыми мужиками где-то на тёплых чердаках курила и говорила о французской литературе? Вместо того чтобы пешком идти по снегу через весь город и спасать своих детей. Она была монстром в этот момент.
Я встречала людей, чаще всего это были женщины, обожавших её творчество, которые не хотели слышать ни одного дурного слова про Цветаеву. Мне кажется, надо принимать человека со всем, что он сделал, понимать, что он чудовище, что гений и злодейство совместны, и при этом пробиваться сквозь это и стихи читать, и переживать. Это очень сложная задача, но цель должна быть такой. Потому что все люди перед кем-то виноваты. Даже мать Тереза была сволочью".