Татьяна Лиознова поразила католиков целомудренной историей любви советского таксиста

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссёра Татьяны Лиозновой". Metro побывало на пресс-показе экспозиции, посвящённой выдающимся женщинам, оставившим след в истории нашего кино.
Татьяна Лиознова поразила католиков целомудренной историей любви советского таксиста
Макс Альперт
12132 19.09.1973 Режиссер Татьяна Лиознова и народный артист СССР Вячеслав Тихонов в перерыве между съемками фильма "Семнадцать мгновений весны". Киностудия им. Горького. Макс Альперт / РИА Новости

Как рассказал один из кураторов, киновед Вячеслав Шмыров, первым женщинам, которые в 1920–1930-е годы решились стать режиссёрами, приходилось нелегко.

– Они, как правило, попадали в кино в качестве жён режиссёров, потом становились ассистентками, а потом уже перерастали в самостоятельных мастеров, – говорит куратор. – Им приходилось выживать в мужском мире.

Среди героинь, вошедших в историю кино, – Маргарита Барская, которая сначала была актрисой, вышла замуж за режиссёра Петра Чардынина, а потом и сама начала снимать и стала основоположником детского кино в нашей стране. Вот только жизнь её была трагической. Если дебютный фильм "Ржавые башмаки" был высоко оценён критиками, то второй, "Отец и сын", вызвал волну критики со стороны партийного начальства. Барскую уволили со студии, не давали работать... В 36 лет она покончила с собой после очередного партсобрания.

Её коллега Лариса Шепитько получила награду за свой главный фильм уже посмертно. Картина "Восхождение" была удостоена "Золотого медведя" на Берлинском фестивале, но режиссёр к тому времени уже погибла в автокатастрофе.

На фоне этих историй Киру Муратову можно назвать намного более удачливой.

– Она была самым несоветским режиссёром, – отмечает Шмыров. – Главная претензия, которую ей всегда предъявляли, – мелкотемье. Чиновники не понимали, как можно на протяжении всего фильма просто выяснять отношения. Несмотря на все сложности, Муратова стала членом Американской киноакадемии, получила множество иностранных и российских наград.

Кадры, не вошедшие в фильм "Три тополя на Плющихе"
Елена Купцова
Кадры, не вошедшие в фильм "Три тополя на Плющихе"

Основная часть экспозиции посвящена творчеству Татьяны Михайловны Лиозновой. Как отметил Шмыров, сама она больше всего любила свой фильм «Карнавал», а критики выше оценивали мелодраму «Три тополя на Плющихе». На выставке можно увидеть уникальные кадры, сделанные на съёмочной площадке, которые не вошли в картину.

Как рассказал киновед, мало кто знает, но фильм про таксиста, который влюбляется в замужнюю женщину, был удостоен неожиданной награды.

– Картина побывала на фестивале в Аргентине и получила там приз католического жюри с формулировкой "За целомудренность", – рассказал Вячеслав. – Почему-то приз Татьяне Михайловне вручали в коридоре гостиницы. Она признавалась, что даже улыбнулась, когда его получала. Это же удивительно: представители папы римского пришли к члену партии. А ей сказали: "Вы зря улыбаетесь. Благодаря нашей рекомендации ваше кино будет куплено во всех странах, где католическая церковь играет весомую роль".

Фотопробы на роль Штирлица
Елена Купцова
Фотопробы на роль Штирлица

В альбоме с фотопробами к сериалу "17 мгновений весны" есть снимок незнакомого претендента на роль Штирлица.

– Актёр из Риги, он выглядел как настоящий ариец, – объяснил Шмыров. – Но Лиознова выбрала Тихонова, потому что понимала – в него точно влюбятся зрительницы.

На момент выхода сериала не существовало современного понятия рейтинга.

– Смотрели потребление воды до и во время показа, – удивил критик. – И выяснилось, что во время эфира потребление воды снижалось в два раза. Таким образом посчитали, что сериал посмотрело 100 миллионов зрителей.