Танцевальная наука и терапия
Танцевально-двигательная терапия или просто танцевальная терапия одинаково полезны для физического и психического здоровья. Танец предоставляет пространство для творчества – выражения чувств, эмоций, а также различных аспектов своей личности, которые из-за общественного порицания человек может подавлять внутри. Как в случае, например, с гневом у женщин или печалью у мужчин. То есть, по сути идёт процесс совмещения терапии и творчества.
Клинический психолог и хореограф Георгий Цыбульский рассказал Metro, что в танцевально-двигательной терапии тело рассматривается не как субъект или объект, а как единство чувств, мыслей и движения.
– Важно понять, что танец – это архаичный элемент культуры, уходящий корнями в глубокое прошлое. Шаман бил в бубен, а люди плясали вокруг костра. И для человека танец – это была одна из форм общения с Богом, во время которой он получал катарсис – эмоциональную разрядку, – напоминает он. – С помощью движения мы можем прожить и выразить определённый опыт – приятные эмоциональные переживания или негативные моменты. Телесно проявить то, что мы думаем, что ощущаем и чувствуем.
Мышечная память и возможность отпустить прошлое
По мнению Анджелы Грейсон, президента Американской ассоциации танцевальной терапии, все переживания, которые человек когда-либо пережил, остаются в его теле. И многие мышечные зажимы мы просто не осознаём, потому что за долгие годы свыклись с ними, а наше тело перестроилось. Танцевальная терапия помогает людям отпустить то, что долгое время оставалось в их мышцах и сухожилиях.
– У мышц, как и у нервных клеточек, которые есть в наших костях, сухожилиях и мышцах, есть собственная память. И когда мы танцуем и свободно движемся, то можем высвободить её, – подтверждает Цыбульский. – На определённом этапе, после того как тело включилось в работу, что происходит обычно после разминки, нервная система человека приходит в тонус и начинает функционировать иначе.
В рамках реабилитационного воздействия и использования танцедвигательной терапии важно воздействовать на чувствительные системы тела, чтобы они активировались.
– Задействуя в процессе групповой терапии тело, мы активируем глубокую чувствительность, включаем те самые нервные клетки, которые в обычной жизни не получают стимуляции, – говорит психолог. – Если же нервная система не получает стимуляции, она угасает и регрессирует.
Кстати, когда человек восстанавливается после инсульта, то на одном из первых этапов, пока его конечности ещё не двигаются, он мысленно представляет, как двигает конечностью, и тем самым запускает от двигательной коры мозга импульсы через нисходящие и восходящие пути спинного мозга и центральной нервной системы – в мышцы. И на каком-то этапе иннервация, то есть связь нейронных клеточек, начинает восстанавливаться. И у человека постепенно наступает реабилитация.
Невербальное, но честное
Танцевально-двигательная терапия стала отдельной профессией сравнительно недавно – в 1940-х годах в Америке. Пионеры движения заметили, что тело и разум взаимосвязаны: болезнь ума влияет на тело, а болезнь тела – на разум и дух.
Терапевты уделили этому направлению больше профессионального внимания, потому что на практике увидели, как движения преображали людей. Помогали им лучше чувствовать себя, развивали координацию, повышали самооценку и настроение.
Танец работает для многих людей ещё и потому, что заставляет их сосредоточиться на настоящем моменте, который может принести облегчение от беспокойства, горя или эмоциональной боли. Он сочетает в себе не только хорошо известные положительные эффекты от аэробной нагрузки, свойственной любым физическим упражнениям, но также нечто более глубокое и трансформационное, что может быть особенно полезно, когда разговорная терапия не помогает.
Исследователь Дрексельского университета с кафедры арт-терапии Джейселин Биондо отметила, что танец тесно связан с общением и самовыражением.
– Если пять разных людей поедут на велосипеде, то это будет выглядеть почти одинаково, – говорит она. – Но если те же пять людей начнут танцевать, это будут совершенно разные, неповторимые движения и пластика, потому что они будут выражать себя и своё внутреннее состояние.
Танцевально-двигательная терапия обращается к "внутреннему ребёнку" взрослого, давая человеку ощущение радости, беззаботности и лёгкой коммуникации. Я часто вижу в людях больших детей. Их доброе и светлое существо, которое подзаплевали и подзатёрли миром. Георгий Цыбульский
Зеркальные нейроны и шеринг
Немаловажную роль в том, что терапия действительно действует, играют зеркальные нейроны головного мозга.
– Когда мы наблюдаем за другим человеком, то наши системы зеркальных нейронов приходят в тонус и активируют определённые нервные клетки, которые находятся в глубокой чувствительности, – продолжает психолог. – Положительный эффект в группе достигается не только за счёт активного участия человека, когда он сам вовлечён в процесс, но даже когда он просто наблюдает за процессом.
Каждое занятие в рамках танцедвигательной терапии завершается общением. И по мнению Георгия Цыбульского, краеугольный по значимости момент в терапии – это как раз “шеринг”, иначе говоря, обсуждение полученного опыта.
– Человек зачастую неправильно интерпретирует пережитый опыт, – говорит Георгий. – Во время занятия ему было хорошо и весело, он ушёл довольный. Но что происходило на самом деле и почему ему стало хорошо? Что подняло настроение? Иной раз людям бывает непонятно.
В рамках занятия преподаватель должен обращать внимание каждого участника на эти моменты. И особенно это актуально, когда через тренинг люди исследуют ту или иную историю. Например, о том, как мы можем передавать собственные ощущения и информацию, используя только тело. Как можем их принимать и отдавать?
– Взаимодействуя с партнёром, человек может глубже понять что-то про свою самооценку и привлекательность, – уверен эксперт. – Шеринг нужен для того, чтобы общий групповой опыт человек перенёс в индивидуальный.
Тело – это единственный инструмент, которым мы обладаем для коммуникации. Танцовщица Анна Халприн