В своей профессии Екатерина занимается бальзамированием тел покойных и созданием посмертного макияжа. Девушка очень любит свою работу, хотя из родственников её поддерживает только бабушка. По словам Екатерины, она с детства мечтала иметь похоронный дом, а в 14 лет даже предложила родителям изготавливать в сарае гробы.
– Я хотела стать патологоанатомом. Но в то время моя мечта, к сожалению, не сбылась, потому что у родителей не было денег оплатить учёбу в медицинском институте. Я пошла работать в органы МВД, после чего получила лицензию и открыла своё детективное агентство, которое работает до сих пор. После я познакомилась с женщиной из другого города, которая занималась ритуальными услугами. Так как живём мы в разных местах, то на расстоянии мы не конкуренты, а коллеги. Она мне рассказала об этом бизнесе и помогла с поставщиками. Так мне удалось открыть своё похоронное бюро, – рассказала Metro Екатерина Костылёва.
Чтобы стать танатопрактиком, не нужно медицинское образование. Профильное обучение Екатерина прошла в Москве в Институте обрядовой культуры и в Новосибирском крематории Якушиных, где узнала всё о похоронных традициях, изучила азы бальзамации и танатомакияжа.
Особенная косметика
В танатомакияже используется не обычная косметика из бьюти-супермаркета, а специализированная антибактериальная. В отличие от бытовых косметических средств на жировой основе, профессиональные препараты на основе полимеров и силиконов легко наносятся, не растекаются и не сползают, позволяют придать естественный цвет коже лица, экономичны в применении, могут комбинироваться между собой для достижения наилучшего результата. Такая косметика позволяет придать достойный вид телу покойного, восстановить повреждённые ткани, устранить неприятные запахи и проявления тления, обеспечить безопасность персонала и участников похорон.
– У меня в арсенале специальная импортная танатокосметика для мёртвой кожи, она обладает дезинфицирующим свойством и имеет специальный состав. Обычная гражданская косметика не подходит, так как кожа у мёртвого человека холодная (она сразу потечёт). Также она помогает восстанавливать рваные раны лица после ДТП- и ж/д-травм.
Разнообразие макияжа
В моргах посмертный макияж обычно делают санитары, но они зачастую не обладают достаточными навыками. В похоронном бюро тело усопшего к церемонии прощания готовит танатопрактик. Чтобы всё прошло в лучшем виде, специалист уточняет у родственников пожелания по одежде, макияжу и даже маникюру, а после выполнения работы отправляет родственникам фото для утверждения.
– Иногда родственники сами просят сделать что-то конкретное, приносят фотографию, даже любимую помаду и лак для ногтей усопшего. Тогда мы делаем как на снимке или как просят заказчики. Кому не принципиально, я делаю нейтральный макияж на своё усмотрение.
Сложности в работе
Работа в похоронном бюро непростая как в физическом, так и в психологическом плане. Большинству может показаться, что раз человек выбрал работу с мертвецами, то ему море по колено, но это далеко не так.
– Самое сложное для меня в профессии – это работа с детьми. Поэтому я стараюсь этого избегать – очень тяжело психологически. Также у меня сеть бюро, которые находятся на дальнем расстоянии друг от друга, поэтому дорога также даётся непросто физически. Но в целом, кроме смерти детей, меня ничего не трогает, кончину от болезни и старости мне удалось принять.
Насколько это опасно
Работая с усопшими, специалист должен быть внимательным и соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Например, контакт с формалином может привести к раздражению глаз, слизистых носа и горла и к более значительным проблемам с дыхательной системой.
– Безусловно, риск при работе с мёртвым телом и формалином есть. Но если соблюдать все меры безопасности, то опасность сведена к нулю. Я не нахожусь круглосуточно с телом, поэтому обычно на меня это не влияет, – заключила Екатерина.
От 5000 рублей – средняя цена танатомакияжа.