"Там Ильич в гробу лежит": почему колыбельная про Ленина не могла убаюкать детей

21 января исполняется сто лет со дня смерти вождя мирового пролетариата. Metro узнало историю необычной колыбельной, написанной в его память
"Там Ильич в гробу лежит": почему колыбельная про Ленина не могла убаюкать детей
Предоставлено Вячеславом Самоходкиным.
Один из двух тысяч экземпляров "Колыбельной" про Ленина.

"Верный сторож" Ильич

В честь столетия со дня смерти Ленина в музейном комплекс "Шалаш В. И. Ленина" в Сестрорецке открывается выставка "Главный траур Страны Советов". Экспонаты на ней экстраординарные. Там можно увидеть и "вечный" железно-фарфоровый венок; и некачественную, сделанную на скорую руку копию скульптуры вождя; и бумажную модель мавзолея, которую читатели "Мурзилки" могли вырезать и склеить, чтобы иметь миниатюрную усыпальницу дома.

Не меньше удивляет и колыбельная, авторы которой вдохновились смертью вождя. Музыку сочинил композитор Корчмарёв, а поэт Любимов написал такие строки:

Спи, сыночек миленький, голубочек сизенький.

Ты, гудочек, не гуди, ты малютку не буди.

Мой сыночек подрастёт, сам на фабрику пойдёт.

Труд научишься любить, будешь жизнью светлой жить
Сам узнаешь, сколько слёз старый мир с собой унёс.

Будешь знать, в какой борьбе счастье добыто тебе.
Под Кремлёвскою стеной мавзолей стоит большой.

Там Ильич в гробу лежит, счастье мира сторожит.
Нас беда не устрашит, верный сторож нас хранит.

Спи, сыночек, почивай, спи, малютка, баю-бай.

– С этим книжным феноменом я впервые столкнулся у книжного дома "Москва" на Тверской. Там букинист продавал пятистраничный нотный альбом с красивой обложкой, – рассказывает Metro куратор выставки Вячеслав Самоходкин. – Мне показалось парадоксальным сочетание слова "колыбельная" и силуэта мавзолея. Конечно, это привлекло внимание.

Красивая обложка нотного альбома "Колыбельная".
Предоставлено Вячеславом Самоходкиным.
Красивая обложка нотного альбома "Колыбельная".

Достать такой экспонат – настоящая удача. Вячеслав Самоходкин говорит, что колыбельная вышла тиражом всего 2 тысячи. И далеко не все остались в России. Один, например, обнаружился вообще за океаном, в библиотеке Колумбийского университета США. Оказывается, в двадцатые годы американцы интересовались левым экспериментом, поэтому активно закупали самые необычные советские книги.

Куратор выставки в Сестрорецке подчёркивает: для композитора Климентия Корчмарёва, который приехал из Одессы покорять Москву, колыбельная стала первым опубликованным произведением. Это была его "проба пера", отсюда такой небольшой тираж. К слову, позже Корчмарёв всё-таки покорит Москву: в 1951 году композитор станет лауреатом Сталинской премии второй степени.

Забытая песня

Текст произведения простой, как и полагается для колыбельной, но очень уж необычный. Неужели и правда она создавалась для детей?

– Понятно, что в первую очередь колыбельная рассчитана на пролетарскую публику. В тексте много соответствующих маркеров: и гудочек, и любовь к труду, и фабрика. Но никаких свидетельств о том, что колыбельная прижилась, нет, – говорит Вячеслав Самоходкин.

Вероятно, стать народной песне помешали ещё и исторические обстоятельства. С середины 1930-х годов культ мёртвого вождя стал замещаться культом живого – Сталина. Поэтому странная колыбельная про "вечного сторожа Ильича" забылась.

Колыбельная, под которую невозможно уснуть

Специально для выставки преподаватели Детской музыкальной школы № 20, Оксана Кудряшова, Юлия Осокина и Екатерина Павлова исполнили произведение.

– Когда мы стали смотреть текст, поняли, что слова там специфические, и детям не стали это произведение давать, – рассказывает Оксана Кудряшова. – К тому же колыбельная предполагает, что это мать поёт сыну.

Преподаватель признаётся, что её удивил даже не столько текст, сколько музыкальная составляющая. Она  ждала простые гармонии, а оказалось, что и фактура для фортепиано, и вокальная часть звучат интересно даже спустя сто лет. Часть "спи, сыночек", минорная, а когда начинают петь про мавзолей, звучит мажор.

– Что касается слов, думаю, это особенность того времени. То есть люди настолько переживали, что предполагали: мать будет укладывать сына и петь ему "там в гробу Ильич лежит", – делится мыслями Оксана Кудряшова. – Но я всё равно не думаю, что эта колыбельная для того, чтобы ребёнок уснул. Само это слово, "колыбельная", скорее, образное.

Исполнять это произведение дальше преподаватели не планируют. Поэтому, видимо, "Колыбельная" Корчмарёва так навсегда и останется любопытным, но невостребованным музыкальным экспериментом, предназначенным исключительно для любителей истории.