Шичепшин и пхачич
У кавказских народов много традиционных инструментов, которые внедрены в их повседневную жизнь, например шичепшин (смычковый струнный инструмент) и пхачич (это типа трещотки), у адыгов есть своя флейта – камыль, своя гармоника и многое другое. Они исполняют на них в том числе и популярную музыку, и шансон.
Музыканты и основатели лейбла Ored Recordings Булат Халилов и Тимур Кодзоков уже 7 лет путешествуют по Кавказу, записывают аутентичную музыку разных регионов – черкесов, дагестанцев, чеченцев – и выкладывают записи традиционной музыки Кавказа в открытом доступе на Bandcamp.
С приставкой “пост”
Фильм "Костры и звёзды" стал итогом путешествия Булата Халилова и электронного музыканта Moa Pillar (Фёдор Переверзев) по Кабардино-Балкарии и Адыгее, где они попробовали совместить электронную музыку с адыгейской. Получилось очень интересно. Фильм выложен на Vimeo.
Но это исключение, а в основном Булат Халилов, Тимур Кодзоков и музыканты их лейбла исполняют традиционную музыку такой, какая она есть. Идея в том, что эта музыка, вырванная из контекста, сама приобретает другой смысл и другое звучание. Булат называет это направление посттрадиционной музыкой.
Funk & Disco из Северной Африки и Ближнего Востока
В фольклоре разных народов часто встречаются необычные формы, которые привлекают современных музыкантов. Недаром в кругах танцевальной музыки очень популярны нигерийское диско, гонконгское диско и диско с Ближнего Востока и из Северной Африки.
Есть интересный немецкий лейбл Habibi Funk Records. Его основатель, Яннис Штюрц, ездит по арабскому миру и отыскивает местные танцевальные хиты 70–80-х гг. из Алжира, Марокко, Судана, Ливии, Египта, Ливана и других стран. Всё это тоже можно послушать на Bandcamp.
Кора и афробит
Один из основателей афрогруппы kimbata, московский музыкант Илья Чистяков, в своё время привёз в Москву африканскую арфу — кору.
Кора – струнный щипковый инструмент, похожий на арфу и лютню. По форме напоминает тыкву, от которой отходит гриф с натянутыми 21 струной. Она популярна в Мали, Сенегале, Гамбии и Буркина-Фасо.
Илью можно регулярно встретить выступающим в московских клубах с его группой Kimbata или сольно, с проектом Kora Soul.
Одним из первых энтузиастов африканской музыки был Фёдор Случевский, он начал “афробит-движуху” в России. В 90-х он познакомился в метро с африканцами, и они буквально сразу решили вместе исполнять музыку и создали группу “Sun Music” , специализирующуюся на хитах африканской эстрады.
Ещё один герой московского афробита, которого хотелось бы упомянуть, – Константин Экономов, преподаватель МГХПА им. Строганова и основатель группы Zava Matotra. Они играют микс африканской танцевальной музыки и тоже регулярно выступают в Москве. В том числе играют малоизвестный в России жанр сукус, который произошел от конголезской румбы. Он отличается очень необычной игрой на гитаре, которая привлекает гитаристов со всего света; это радостная и светлая музыка с чёткой ритмикой.
Древнее пение Тибета
Невероятное впечатление на меня произвело выступление проекта Phurpa Алексея Тегина в клубе “Дом”. Он занимается реконструкцией и изучением традиции горлового пения добуддийской религии Тибета – Бон. В Тибете и Непале осталось всего несколько таких монастырей. Алексей Тегин – один из немногих людей в мире, которые занимаются этой традицией за пределами Тибета. Он начал её изучать еще в советское время, когда не было возможности посетить Тибет. Потом уже монахи их услышали и очень удивились, что в России смогли так точно воссоздать древнюю традицию. Подробнее о своем творчестве Алексей Тегин рассказал здесь.
Концерты проекта Phurpa проходят в Москве довольно часто.
Саз и танбур
Я сам играю на сазе и танбуре. Саз – это турецкий струнный щипковый инструмент, на нём играют во многих странах, на которые Турция оказывала свое влияние, – в Азербайджане, Армении, Сирии, некое подобие саза есть у южных славян, у греков. У курдов больше распространён похожий на саз инструмент – танбур. Оба инструмента я осваивал по записям (помогло классическое образование по классу гитары). Я находил видео на YouTube, где курды показывают, как играть на танбуре, и пытался имитировать то, что они исполняют.
Как правило, на таких редких инструментах учатся играть в диаспорах или в странах, где традиция существует.
Афганский рубаб
У меня в Краснодаре есть знакомый музыкант Самир, который играет на афганском рубабе. Это еще один ближневосточный инструмент, который в своё время меня удивил тем, что он наполовину ближневосточный, наполовину индийский. Рубаб считается чуть ли не самым древним струнным инструментом. У него деревянный корпус, покрытый кожей, а гриф с перламутровыми украшениями, 4 основные струны и много бурдонных струн, по которым время от времени ударяют, и они постоянно играют одну и туже ноту. На рубабе бурдонных струн много, и получается странное звучание – среднее между Ближним Востоком и Индией. Это пример того, как музыка открывает неожиданные для нас взаимовлияния культур. Многие со мной согласятся, что один из самых ярких современных исполнителей на рубабе – Хомаюн Сахи.
Русская народная музыка. Век 21
Многие исполнители на русских народных инструментах экспериментируют со звучанием. Но это не совсем тема моего подкаста, её развивает моя коллега Полина Парфёнова в своем подкасте “Здесь был фольклор”.
Моими гостями были только сказитель Александр Маточкин и знаменитый музыкант, этнограф Сергей Старостин . Мне близок их подход к аутентичному исполнению. Про Александра Маточкина, современного русского сказителя, можно прочитать в материале ЗДЕСЬ.