"Такие фотографии не делались с бухты-барахты": в столице показывают кадры прошлого столетия

Еврейский музей и центр толерантности запустил ежегодный летний фестиваль фотографии "Скрытая перспектива"
"Такие фотографии не делались с бухты-барахты": в столице показывают кадры прошлого столетия
Галерея Люмьер
Наум Грановский, "Проезд между Сухаревой башней и Институтом Склифосовского",1933 г.

О стране через фото

Еврейский музей и центр толерантности запустил ежегодный летний фестиваль фотографии "Скрытая перспектива", и первым мероприятием стала выставка "Истоки советской фотографии. 1920–1930-е годы" из коллекции Галереи Люмьер, которая будет открыта по 29 сентября. Здесь представлены изображения, которые печатались в альбомах, ведущих официальных газетах и журналах Советского Союза – они демонстрировали всему миру образ первого социалистического государства. 

Всего в экспозицию вошли 277 снимков, которые собирались в единую коллекцию порядка 30 лет. 

Аркадий Шайхет, "Экспресс", 1939 г.

Снимок поезда, следовавшего по маршруту Ленинград — Москва, был сделан Шайхетом "в моменте" на станции Удельная. Аркадий передал образ Союза, устремившегося в светлое будущее.

Аркадий Шайхет, "Экспресс", 1939 г.
Галерея Люмьер
Аркадий Шайхет, "Экспресс", 1939 г.

Марк Марков-Гринберг, "Ясли-сад Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). ВСХВ из кубиков", 1930-е гг.

— Такие фотографии не делались с бухты-барахты, — рассказывает Metro куратор Еврейского музея Мария Гадас. — Конечно, всем детям вытерли носы и всех красиво одели. 

А эпоху отражает гипсовый бюст Сталина на заднем плане — он как будто следит... за стройкой! 

— А декорация — ВСХВ из игрушечных кубиков. Так показывали, что стройки идут отлично, а дети хорошие, чистые, накормленные. 

Марк Марков-Гринберг, "Ясли-сад Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). ВСХВ из кубиков", 1930-е гг.
Галерея Люмьер
Марк Марков-Гринберг, "Ясли-сад Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). ВСХВ из кубиков", 1930-е гг.

Михаил Прехнер, "Здание Наркомзема", 1930-е гг.

— Прехнер был наследником авангарда и очень любил вот такие ракурсы. Здание изображено как будто падающим. Это придаёт динамику кадру, — говорит Мария.

Михаил Прехнер, "Здание Наркомзема", 1930-е гг.
Галерея Люмьер
Михаил Прехнер, "Здание Наркомзема", 1930-е гг.

Михаил Прехнер, "Авиамоделист", 1930-е гг.

Ещё одно "живое" фото Прехнера раскрывается через игру — молодой человек держит в руках небольшую модель самолёта и имитирует его полёт, но на плёнке модель перестаёт быть игрушечной и оживает.

Михаил Прехнер, "Авиамоделист" 1930-е гг.
Галерея Люмьер
Михаил Прехнер, "Авиамоделист" 1930-е гг.