Основанная на одноимённом научно-популярном романе Дэниэла Джеймса Брауна, эта спортивная драма рассказывает историю команды по академической гребле из Вашингтонского университета, которая в 1936 году изменила спорт и отношение американцев к Олимпийским играм. Команда состояла из сыновей рабочих, лесорубов и фермеров, но смогла победить элитных спортсменов на пути к Олимпиаде, а затем и профессиональную немецкую команду гребцов в Берлине в 1936 году. Джордж Клуни выступил здесь как режиссёр и продюсер кинофильма. В главных ролях снялись Джоэл Эдгертон, сыгравший тренера команды Эла Албриксона, и Каллум Тёрнер, воплотивший образ одного из спортсменов Джо Ранца.
Мы знаем много спортивных фильмов, но про греблю снято очень мало. Тема потребовала от вас глубокого погружения?
– Это точно, фильмов немного. Работа над картиной в каком-то смысле была похожа на “Формулу-1”, когда важно всё видеть вблизи, издалека это не выглядит так захватывающе. Нам пришлось прибегнуть к математическим расчётам, чтобы показать греблю так, чтобы она выглядела энергичной и увлекательной. Вот и всё.
Да, это важно. Но речь идёт не столько о самой гребле, сколько об этих бедных парнях, об этой команде, в которую они приходят в период Великой депрессии, по сути, для того, чтобы остаться в колледже.
– Да, это тяжелейший период в истории США – годы Великой депрессии. Большое количество семей жили практически в нищете. Именно это и побудило членов гребной команды работать ради общей цели. Потому что это давало им возможность получать стипендию, иметь место для ночлега и немного еды на тарелке. Основная проблема заключалась в том, что большинство из них были неопытными спортсменами, которые вначале выглядели посмешищем. И самое интересное, что эти молодые люди, вынужденные работать лесорубами, собрались вместе и в итоге стали чем-то вроде The Beatles. То есть вместе они стали командой, способной выиграть Олимпийские игры.
Вам нравится экранизировать книги. Я имею в виду “Нежный бар” и другие фильмы, которые вы недавно сняли. Почему вы это делаете?
– Я не знаю. Мы просто всегда ищем хорошие истории. Первое, что мы адаптировали, были “Мартовские иды” из пьесы “Фаррагут Норт”. Всегда интересно попытаться найти способ превратить книгу в фильм, потому что это совсем другое повествование.
Как вы определились с актёрским составом, особенно с Каллумом Тёрнером? Долго ли шёл кастинг?
– К счастью, теперь обо всём этом можно вспоминать с юмором. И в итоге мы собрали всех тех людей, с которыми изначально хотели работать. С Джоэлом Эдгертоном мы давно хотели поработать вместе. Мы пытались сделать фильм “Янки-команданте” и долгое время искали, над чем можно было бы ещё поработать. Когда пришла Хэдли (Робинсон. – Прим. ред.) и прочитала сценарий, мы тут же отправили её в студию и сказали, что это та, кто нам нужен. А потом пришёл Каллум и, как мы изначально и думали, идеально сыграл Джо Ранца. Буквально мы их спросили перед съёмками: “Вы же настоящие олимпийцы?” Но прозвучало это как: “Послушайте, это всё очень серьёзно, поэтому, если вы не готовы и не справитесь, нам придётся вас уволить”. Потому что мы не собирались делать замены посреди игры. К счастью, все они оказались настоящими олимпийцами.
Кажется, что часть фотокадров – дань уважения Лени Рифеншталь и её документальному фильму "Олимпия". Использовали ли вы её работы и реальные события при планировании тех или иных кадров в фильме, а также фрагменты из других фильмов о гребле, когда думали о том, как изобразить этот вид спорта?
– Да, это, конечно, дань уважения, если можно так сказать, хотя я думаю, что “украли” – более подходящее слово. То, что мы узнали из других фильмов о гребле в целом, нам мало помогло. И это не нападки на них. Прошло много времени, да и их было не так много, потому что снимать про это тяжело. Вёсла имеют длину 4 метра, а длина лодки – 12. Поэтому приблизиться к лодкам с камерой нельзя. И вы не можете стоять рядом с лодкой или перед ней с камерой, потому что вы перевернёте её. В общем, не буду вдаваться в подробности, но потребовалось много математических вычислений, чтобы попытаться найти способ снимать те или иные сцены. Многое позволили сделать современные технологии, которых тогда не существовало. И, конечно, у нас был один из лучших в мире операторов-постановщиков – Мартин Руэ.
Как проходила физическая подготовка актёров-гребцов и как она сочеталась со съёмочным процессом?
– Это были два месяца обучения. Но потом, когда мы снимали – а мы заканчивали съёмки в три или три тридцать, – они возвращались снова грести и тренироваться дальше. А потом мы снимали гонки по порядку. В общем, мы распланировали процесс так, что, когда мы приехали в Берлин, они уже были настоящими асами.
Чему этот фильм может научить современную молодёжь? Может быть, мужеству и решительности в преодолении препятствий и умению справляться с разочарованиями?
– Я думаю, то, что вы говорите, в некоторой степени верно. Мы показали этот фильм, и люди кричат, встают со стульев, аплодируют. И такое ощущение, что мы нашли болевую точку. Такого гнева в обществе, который наблюдается сейчас, наверное, не было со времён Гражданской войны. И это постоянно нагнетается по телевидению так, что теряется вера в будущее. Но ведь большинство людей в нашей стране и во всём мире хотят ладить, жить нормальной жизнью, растить детей и жить хорошо, и того же они хотят и для своих соседей. Вот почему нам показалось, что этот фильм говорит о том, что, наверное, единственный способ выжить – это поддерживать друг друга. Так я увидел идею для этой картины, и этим она мне понравилась.
Читайте также: Женщины, дети или машины – кто победит в главной гонке Энцо Феррари