Свои хиты и большая поддержка индустрии: почему россиян перестало интересовать кино из Голливуда

Зарубежное кино больше не доминирует на российских экранах, поскольку россиян перестала волновать обстановка на Западе. Олег Мальцев, руководитель продюсерского центра "Не надо ля-ля", рассказал о ситуации на кинорынке
Свои хиты и большая поддержка индустрии: почему россиян перестало интересовать кино из Голливуда
Ground Picture / Shutterstock
Если два года назад кинотеатрам нечего было показывать, то сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Как рассказал Мальцев изданию "Подмосковье сегодня", весной 2022 года российский кинопром получила мощнейший удар, несравнимый с теми трудностями, которые принесла пандемия – зарубежные кинокомпании покинули российский рынок и расторгли все контракты, из-за чего было заморожено множество совместных с Западом проектов, а залы кинотеатров быстро опустели.

– Показывать оказалось просто нечего. Это был очень сложный период, и он не прошел без потерь. Только по итогам 2022 года количество кинотеатров в стране уменьшилось примерно на 12%. Остановились даже те международные проекты, которые были на завершающей стадии. Тогда российское кино встало перед выбором либо похоронить себя заживо, либо найти новые точки роста, — пояснил Мальцев.

Сейчас российский кинорынок демонстрирует некие темпы роста. Для стабильного состояния рынка должно пройти минимум десять лет упорной работы, но то, что можно наблюдать к началу 2024-го, показывает то, что процесс запустился. В кинотеатрах уже прошло несколько ожидаемых премьер года – "Мастер и Маргарита", экранизация "Бременских музыкантов" – а другие проекты готовятся к релизу. В их числе – байопик о Сергее Онегине, экранизации сказок "Сто лет тому вперёд" и "Волшебник Изумрудного города" и многие другие.

– Оказалось, что уход с отечественно рынка ведущих западных киностудий вовсе не зло, а благо, – считает Мальцев. – Недаром различные страны в своё время вводили квоты на показ иностранных фильмов, чтобы стимулировать собственный кинематограф.

Зрители идут в кино, чтобы отвлечься от забот повседневности, уверен эксперт. Именно в такие времена самую большую популярность приобретают любовные истории, фильмы о межличностных взаимоотношениях, о судьбе отдельного человека и становлении характера, а истории, основанные на визуальных спецэффектах, отходят на второй план. Именно такой стратегией сейчас пользуется наш кинематограф, делая ставку не только на "полный метр", но и сериальные проекты, которые стимулируют рост стриминг-сервисов.

– Российский менталитет становится все меньше ориентирован на западную культуру и это отражается на том, что выбирает зритель, – говорит Мальцев. – Наши соотечественники всё больше хотят видеть, как живут люди в России, а не в Америке, Великобритании, Германии.