Начнём с того, как работает связь на поверхности. Мы все хорошо знакомы с роутерами –источниками домашнего Интернета. Их антенны раздают сигнал, а другие устройства – такие как смартфоны, ноутбуки, планшеты – этот сигнал принимают.
Вне дома источниками связи выступают так называемые базовые станции, каждая из которых обслуживает, или покрывает, некий участок территории. Как правило, в городе, в условиях плотной застройки, они располагаются на высотных зданиях. На открытом пространстве это специальные конструкции, которые мы с вами привыкли называть вышками. Одним из основных элементов базовой станции является антенна, осуществляющая приём и передачу радиосигнала. Высота её размещения влияет на зону покрытия станции – чем антенна выше, тем зона больше (конечно, влияет и частотный диапазон).
Сотовая связь имеет десятки тысяч базовых станций. Зоны их покрытия обязательно перекрывают друг друга. Это нужно для того, чтобы наши телефоны не теряли сигнал при перемещении из одной зоны в другую. Кроме того, в технологию работы базовой станции и сотового телефона заложена процедура, при которой смартфон, используя ресурсы одной станции, одновременно мерит сигнал с других. Этот процесс происходит постоянно. Когда абонент отдаляется от одной базовой станции и уровень покрытия понижается, телефон видит, что приближается другая станция с лучшим сигналом и "передаёт" клиента ей. Таким образом обеспечивается беспрерывная связь.
Спускаемся в метро
Базовая станция в метро устанавливается под платформой, примерно посередине (см. схему). От неё выходит сеть кабелей, направленных каждый к своей антенне, которые распространяют сигнал с разными частотами. На платформе станции, как правило, таких антенн четыре. Они устанавливаются с обеих сторон над циферблатом с часами. Далее кабели идут ещё выше и подключаются к антеннам на эскалаторах и в вестибюлях. Наверняка вы замечали на стенах или под сводами компактные белые устройства чаще всего прямоугольной формы. Это и есть антенны, благодаря которым мы можем свободно пользоваться мобильным Интернетом и общаться по телефону на станциях, эскалаторах, в переходах и в вестибюлях.
С организацией связи в тоннеле дело обстоит иначе. Использование антенн здесь будет неэффективным. Они не дадут равномерного покрытия и достойного качества. Поэтому применяется так называемый фидерный кабель, конструктивная особенность которого позволяет излучать сигнал на протяжении всего тоннеля, обеспечивая покрытие в проезжающих поездах.
"Tele2 уже запустила сеть на всех ветках метро. Доступ к мобильному Интернету в перегонах между станциями стал возможен благодаря прокладке излучающего фидера, с помощью которого радиочастотный сигнал распространяется через щели в кабеле. Такой механизм позволяет абонентам пользоваться быстрым Интернетом не только на самих станциях, но и в тоннелях", – поясняет технический директор макрорегиона "Москва" Tele2 Алексей Крушинин.
Фидер протягивают примерно на уровне окон поезда, чтобы сигнал от кабеля захватывал смартфоны. Чем выше частота у сигнала, тем короче длина волны. По словам Алексея, на излучающем кабеле Tele2 обычно запускают сигнал в технологиях LTE800, UMTS2100, LTE2100. Скорости Интернета достаточно для того, чтобы смотреть видео, слушать музыку и скроллить ленты социальных сетей – то есть покрыть все базовые потребности пользователя Интернета в метро.
Фидер излучает сигнал при помощи специальных насечек (щелей) – через них сигнал распространяется наружу и ловится антенной смартфонов. Насечки бывают разными и изготавливаются под необходимые частотные потребности. Tele2 устанавливает универсальные кабели, поддерживающие все частоты, на которых работает сеть.
Как "строят" связь
Строительство сети на территории метрополитена – непростая задача. Архитектура подземки имеет множество нюансов, время на проведение монтажных работ ограничено спецификой работы метро. На действующих станциях и тоннелях у бригады специалистов есть возможность трудиться только в ночное время. Работы непосредственно на платформе могут осуществляться и в дневное время – например, когда есть необходимость в аварийно-восстановительных работах, но, как правило, проводятся с самого закрытия метро. А вот в перегонах временной интервал, когда можно выполнять монтаж, короче – всего 3 часа в сутки. Прокладка кабеля происходит с помощью специального мотовоза, после отключения контактного рельса.
Конечно, на строящихся станциях вести работы можно весь день. По словам Алексея Крушинина, Tele2 приступает к оснащению метрополитена своей инфраструктурой примерно за полгода до названной даты открытия станций метро. Запрашиваются проектные документы, проводится обследование, начинаются работы по проектированию. Специалисты определяют места установки базовой станции и антенн для наилучшего покрытия исходя из особенностей новой станции метро. Дизайн-проект (проект расчёта качества покрытия сети) составляется как для платформ, эскалаторов и вестибюлей, так и для тоннелей – то есть для всех участков пространства станции.
"В результате первые пассажиры новых станций метро сразу же могут оценить беспрерывное качество Интернета на станциях и в перегонах. Высокие скорости мобильного Интернета гарантированно позволяют пассажирам пользоваться стриминговыми видеосервисами в HD-качестве", – добавляет Алексей.
В период сдачи объекта, после окончания всех работ, обязательно проводится драйв-тест, в ходе которого проверяется уровень и качество сигнала, скорость передачи данных. Затем такие тесты организуются на регулярной основе для отслеживания рабочего состояния оборудования и качества связи.
Отметим, что в этом году в Москве планируется открытие шести новых станций. В Tele2 нам сообщили, что все они будут обеспечены инфраструктурой и, соответственно, доступом в Интернет с первым пассажиром.