Клад неизвестного капитана
На днях президент Колумбии Густаво Петро заявил, что нужно "как можно скорее" поднимать со дна Карибского моря легендарный корабль "Сан-Хосе". По самым скромным оценкам, на галеоне – так называется этот тип парусного судна – находятся сокровища стоимостью от 4 до 20 млрд долларов, пишет The New York Post. Многие кладоискатели называют его самой желанной для себя добычей, поэтому в латиноамериканских и европейских СМИ "Сан-Хосе" иногда называют "Святым Граалем среди затонувших кораблей".
Галеон "Сан-Хосе" принадлежал испанскому флоту и входил в состав Золотой флотилии – специальных военно-транспортных судов Испанской колониальной империи, которые везли из Нового Света в Европу разные ценности. В основном это были драгметаллы – серебро и золото, а также драгоценные камни. К примеру, на "Сан-Хосе" должны были вывезти несколько сундуков с изумрудами. Также вывозили бриллианты, пряности, табак и шёлк.
"Сан-Хосе" был спущен на воду в 1696 году. Он успешно перевозил ценности вплоть до рокового дня, 8 июня 1708 года. В тот день корабль, отчаливший от берегов современной Колумбии с 600 моряками на борту, столкнулся с английской эскадрой. Британцы также охотились за сокровищами, и в результате полуторачасового боя у берегов Картахены "Сан-Хосе", "раненный" в трюм, где располагались запасы пороха, взорвался. В живых остались только 11 человек, сам же галеон пошёл ко дну, прихватив с собой и погибший экипаж, и сокровища.
Долгое время считалось, что найти корабль на дне Карибского моря уже не будет возможным. И вот в 2015 году происходит чудо: Хуан Мануэль Сантос, бывший в ту пору президентом страны, говорит, что военно-морские силы страны официально обнаружили "Сан-Хосе" на глубине около километра. Раскрывать координаты, конечно, не стали, чтобы любопытные любители не разграбили корабль раньше, чем его начнут исследовать специалисты.
Сложности добычи сокровищ
Просто достать корабль и наслаждаться его несметными богатствами не получится. Как рассказал Metro Виктор Лебединский, подводный археолог и научный сотрудник Института востоковедения РАН, команде специалистов предстоит гигантская работа.
– Перед принятием решения о подъёме судна нужно решить несколько проблем. Во-первых, нужно понять, на какой оно сейчас глубине и как там закрепиться. Второе – сколько на это планируют потратить денег? Ведь это очень дорогостоящее мероприятие, там используется серьёзная техника, – говорит эксперт. – К примеру, когда шведы поднимали боевой корабль "Ваза", который лежал под водой 333 года, на это ушёл чуть ли не весь бюджет Швеции.
Археолог объясняет, что мало просто поднять судно со дна и "выдернуть с него золотые предметы". Всё, что на нём находится, от деревянных деталей и мощных пушек до самой маленькой монетки, придётся консервировать, реставрировать и модифицировать. А потом, по всей вероятности, создать музей. Во всяком случае, именно так произошло с боевым судном "Ваза".
– Понятно, конечно, что клады и сокровища будоражат воображение. Но нужно понимать, что любое судно, пролежавшее на глубине более 100 лет, превращается в памятник археологии. А это значит, что и работы на нём должны полностью отвечать археологическим стандартам, – говорит Виктор Лебединский.
Сектор "клад" на барабане
Специалист также отмечает, что заработать на найденном кладе не получится. Как уже было сказано выше, сам по себе подъём судна дорогостоящий. Во-вторых, археологические объекты охраняются законом страны, их нельзя просто так продать или присвоить себе.
– Кроме того, нередко возникают споры, кому принадлежит то, что достали со дна. Кому принадлежит груз, который находился на борту судна? Вот сейчас груз находится в водах Колумбии, но галеон-то изначально испанский. А поднимать всё это помогут вообще американцы, – обращает внимание специалист.
При этом, говорит Лебединский, прецеденты с путаницей принадлежности судна уже были. В 2007 году году американцы обнаружили на дне Гибралтарского пролива затонувший в 1804 году испанский фрегат Nuestra Senora de las Mercedes (или просто "Мерседес"). Судно было потоплено во время боя всё с теми же англичанами. Американцы потратили гигантскую сумму на то, чтобы поднять с фрегата около 17 тонн золота, которые оценивались на тот момент в 500 млн долларов США.
Однако испанцы спустя пять лет смогли доказать, что сокровища, которые упорным трудом добывали американцы, принадлежат на самом деле Испании. И отсудили их у США несмотря на то, что не вкладывались в подъём уникальных артефактов со дна.
В похожей ситуации могут сейчас оказать и колумбийцы. Испанцы уже всерьёз раздумывают над тем, чтобы присвоить себе и этот клад. Претендуют на его половину и США. Американская компания Sea Search Armada утверждает, что первой обнаружила обломки корабля в 1981 году, и уже обратилась в суд, требуя, чтобы власти Колумбии вернули им 10 млрд долларов — половину предполагаемой стоимости сокровищ.
Скорее всего, именно этот момент и подтолкнул президента Колумбии к тому, чтобы решить вопрос с поднятием клада как можно быстрее. А возможно, в этой истории он видит ещё и личную выгоду, считают специалисты. Если Густаво Петро удастся поднять "Святой Грааль среди затонувших кораблей", это позитивно повлияет на его имидж. И это будет как раз кстати: в 2026 году в стране пройдут следующие выборы, и высокие рейтинги из-за спасения легендарного корабля могут обеспечить Петро ещё один срок.
Читайте также: Памятник коту Чикко установили у ручья, где он и умер