Эти истории мы узнали на экскурсии "Семья космонавта", которую провели в павильоне № 34 – в центре "Космонавтика и авиация"
"Сил его не хватило" запретить жене космос
Елена Кондакова полетела в космос и благодаря, и вопреки своему мужу – тоже космонавту – Валерию Рюмину. – Елена работала с космосом, но на земле – занималась долгосрочным планированием космических полётов и тренировками персонала по работе в нештатных ситуациях, когда познакомилась с Валерием, – рассказывает экскурсовод центра "Космонавтика и авиация" Лейла Агирбова.
Рюмин бывал в космосе уже трижды к тому моменту, когда Кондакова тоже решила туда отправиться. И он всячески её отговаривал.
– Но она ему "прохода не давала", и в конце концов "сил его не хватило", – говорит экскурсовод.
Рюмин отпустил супругу на медкомиссию, надеясь, что её забракуют. А она её прошла. И пока Кондакова проходила предполётную подготовку, Валерий водил и забирал их дочку из детского сада... А Кондакова полетела в космос и установила женский рекорд по длительности полёта – 169 суток.
Самая настоящая космическая свадьба
Уникальная во всех отношениях регистрация брака состоялась 10 августа 2003 года. Российский космонавт Юрий Маленченко и его избранница Екатерина Дмитриева расписались... по телевизору.
– Всё дело в том, что возвращение Маленченко на землю планировалось в конце июля, он уже сделал избраннице предложение, свадьба была запланирована, – рассказывает Лейла Агирбова. – Но тут он узнаёт, что полёт продлят на три месяца! И становится ясно, что к свадьбе на землю жених не вернётся!
Будущие супруги торжество решили не откладывать... Жених был на МКС, его супруга в Центре управления полётами в Хьюстоне. Кольца брачующиеся надевали сами себе – кольцо жениха на МКС доставили накануне свадьбы грузовым кораблём! Клятвы любви и верности давались через экран монитора, а скреплялись воздушными поцелуями.
Космонавты умели хранить любовь
Александр Глушко, историк пилотируемой космонавтики рассказал нам о любви в трёх "космических" семьях:
"Пожалуй, у большинства советских и российских космонавтов были крепкие семьи, отношения в которых могут быть примером и сейчас. Например, жена Геннадия Стрекалова Лидия Анатольевна пожертвовала своей карьерой ради мужа. И ради такого человека, думаю, стоило так поступить. Его дочь Наталья потом вспоминала, что когда он первый раз выходил в открытый космос, то при возвращении не закрылся люк и он дал себе слово, что если он закроется, то никому ни разу не откажет ни в какой просьбе. Люк закрылся, и он сдержал слово.
Ещё одним примером космической любви можно считать семью Савиных. Когда Виктора Петровича вместе с Владимиром Джанибековым отправили спасать станцию "Салют-7", Лилия Алексеевна связала тёплые вещи и своему мужу, и его командиру. Она понимала, что задание опасное, но не отговаривала, а благословила.
Владимир Александрович и Муза Андреевна Шаталовы были примером любви, которая описана в классических романах и стихах великих поэтов. Они прожили вместе 66 лет! Она брала все переживания мужа, а он оберегал её, носил на руках и во всём и всегда поддерживал. Я имел честь быть знакомым с ними, и первого сына я назвал в честь главы семьи Шаталовых".