На выставке представлены работы более десяти художников трёх поколений. Всех объединяет обращение к важным для северных народов темам: время – бесконечная зима, память – язык и традиции, связь с природой – шаманизм.
В основе каждой работы – личная история. Мы говорим о молодости, которая не возраст, но чувство, точнее, предчувствие радости. Как однажды сказала этнограф Екатерина Романова, якутский эпос – это обещание лета.
Елена Васильева, куратор выставочной деятельности Центра культуры и современного искусства им. Ю. А. Гагарина (Якутия)
Устинья Прокопьева. "Молодость"
– Сухие ветки я собирала в городском парке в Якутске, где растут сосны и берёзы и ветки падают от ветра, – рассказала Metro Устинья. – Мне хотелось передать ощущение молодости – периода, когда ты ещё не знаешь своих возможностей, но совершенно не боишься рисковать.
В молодости нам даровано отсутствие страха. Когда я делала эту работу, я вспоминала лето 2000 года. У нас была сплочённая компания, мы так сдружились, что превратились в семью, ночевали вместе в разных местах, не уходили с улицы. Но на следующий год мы резко повзрослели – и всё изменилось.
А познакомились мы на Центральной площади – это самое тусовочное место в Якутске. Мы до сих пор общаемся, некоторые поженились, но в то лето мы жили совсем по другому. Сейчас мне не хватает той невероятной энергии.
Сейчас я наблюдаю, как наш город развивается, как заявляют о себе якутские художники, кинорежиссёры. В Якутске очень много молодёжи, собираются творческие группы, скейтбордисты, рок-музыканты.
Я недавно устроилась на новую работу, благодаря которой регулярно путешествую по республике, вижу разницу между городом и сёлами, удивляюсь, какой огромный и разнообразный этот регион.
Ольга Скорикова. "Сэтинньи-олунньу. Тургутуу" ("С ноября по февраль")
– Я не могла выбросить рамы, которые остались от моего отца – известного якутского художника Афанасия Собакина, – сообщила Metro Ольга Скорикова. – И поскольку я также занимаюсь декоративно-прикладным искусством, у меня остаётся много разного материала, в том числе этот кожаный шнур.
Я завязала столько узелков, сколько дней длится самый суровый период якутской зимы – четыре месяца. Этот образ – узелков, завязанных на жгутах, взят из прикладного искусства – когда мастера делали туеса (сосуды) из бересты, они скрепляли их жгутиками для прочности и переплетали конским волосом, чтобы образовался орнамент.
Такая кропотливая работа – один из вариантов проживания якутской зимы, которая настолько суровая, жёсткая и невыносимая, что жить в Якутии не любя эту зиму невозможно. В противном случае ты будешь мучеником. И мы научились её любить, наполняя эмоциями, смыслами и планами. Ты не думаешь о зиме как об этапе, который надо перетерпеть, но думаешь, как его полноценно прожить. В этой суровой зиме есть своя красота, своя чистота.
На мой взгляд, якутские художники совершенно особенным образом работают с предметами. В понимании якутов каждая вещь имеет иччи, то есть сущность, и это ощущение одухотворённости всего, что нас окружает, передано и на нашей выставке.
Группа "Архетип". "Ымыы"
– В переводе с якутского "ымыы" значит "ангел-хранитель" – существо с крыльями, птица, – рассказала Metro куратор и одна из участниц арт-группы "Архетип", Елена Васильева. – Поэтому здесь изображён орёл – священная птица, хранитель рода.
Мы использовали старые вещи, которые остались от бабушек и мам. Из лоскутков одежды, принадлежащей женщинам из наших семей, мы собрали женское ритуальное одеяние – ымыылаах сон (шуба с оберегом) и вместе его шили долгими зимними вечерами, как наши предки, которые таким образом проживали бесконечную зиму. Мы искали в себе удаганку – целительницу и хранительницу. В текстах о шаманском культе саха сказано, что каждая женщина считалась удаганкой.
Наш арт-объект звучит – если прислушаться, можно расслышать слова, которые произносят наши мамы, как благословение и защиту от злых духов. Звук колокольчиков тоже изгоняет злых духов. Медь вообще обладала защитными свойствами, неслучайно в древности кузнецы приравнивались к шаманам, ведь они работают с огнём и приручают его.
Мы хотим показать, как старинные традиции органично вплетаются в современную жизнь. Например, наши серьги, которые мы надели на вернисаж московской выставки, повторяют украшения якутских женщин в XIII веке, один из самых ранних видов национальных украшений.
Йэн Сур (Кюннэй Иванова). "Генерация"
Елена Васильева рассказала Metro о работах Кюннэй Ивановой:
– Она часто делает свои арт-объекты из магазинных чеков, её родные и близкие тоже собирают чеки, я и сама начала их копить, – призналась Елена. – Помимо переработанной бумаги Кюннэй использует волосы, часто это её собственные, но в данном случае это конский волос, важный элемент для многих якутских художников.
В этой работе отражена история о рождении двух братьев-шаманов. Согласно легенде, их души появились в виде двух воронят, которых мать завернула в шкуру коня. Три дня проходила их трансформация, и они стали великими шаманами-близнецами.
Джулияна Семенова
Елена Васильева отметила, что Джулияна Семенова создаёт свои стихи, записывая на слух якутскую речь.
– В своей повседневной жизни Джулияна не так часто использует якутский язык, но с детства влюблена в его звучание, – пояснила Елена. – Мелодия и ритм этого языка ассоциируются у неё с чем-то уютным, родным.
Стихотворение соткано из слов, которые младенец чаще всего слышит первыми: "рука", "глаза", "нос", "щёки", "ресницы". По вертикали перечислены части тела на якутском языке, по горизонтали – просто слова, которые ей нравятся с детства, возможно, она даже не знает их значения.
Для молодых художников тема языка очень важна, особенно это заметно в последние несколько лет, как попытка через язык укрепить свои корни.
Наблюдая жизнь, преодолевая время
Во втором зале можно посмотреть видео, снятые якутскими художниками, и понаблюдать за жизнью далёкого северного края, красота и характер которого оставляют свой отпечаток на тех, кто там родился.
Режиссёр и музыкант Аня ENOT училась и жила в Берлине.
– Она много работает с современной музыкой, и для неё связь с родиной – это звуки. Когда вернулась в Якутск, она гуляла по местам своего детства, прислушиваясь к звукам города, и старалась передать то, о чём с ней говорит её родной город, – сказала Елена Васильева.
А режиссёр Светлана Романова жила в Лос-Анджелесе, но регулярно приезжала к себе на родину. В её фильме тоже запечатлён родной округ – Булунский улус. По словам кураторов, это очень далеко.
– Здесь можно увидеть её бабушку, местных жителей. Светлана много путешествует по Якутии. Это ощущение себя вне Якутии, но Якутии внутри себя – основная тема её фильмов, – добавила куратор.
Совет от Metro: надевайте наушники, садитесь на лавку и смотрите три фильма до конца. Они не очень долгие, но таких людей и такой природы вы больше нигде не увидите.
"Копи смех к зиме..." – слова из стихотворения поэта и философа Габбы (Глеб Габаев). Оно про необходимость накопления тепла и радости как способа выживания и сохранения жизненной силы.
Александр Бланарь, куратор выставки
Читайте также: