Пятикурсники МАИ Ярослав Зелянин и Сергей Лупандин не первый год работают над созданием тренажёра, который позволит смоделировать состояние "летательного" аппарата. Разработчики поставили перед собой цель сделать тренажёр, позволяющий не только изучать основные принципы пилотирования, но и исследовать эргономику (отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека – Прим. ред.) летательного аппарата, системы управления, механику манипуляторов и другие особенности.
– Сергею после второго курса выпала возможность проходить летнюю практику на кафедре "Технология испытаний и эксплуатации" института № 12 "Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства", – поделился воспоминанием с Metro Ярослав Зелянин. – Там стояла кабина старого планера, которую за несколько лет до нас слегка автоматизировали студенты магистратуры. Стояла задача разработать документы по обслуживанию и обращению с этим планером. И это было здорово, так как в процессе оформления документации то и дело приходилось лазить по этой кабине, изучая коммуникации и средства управления.
Практика закончилась, а в голове будущего разработчика зародилась мысль: а что, если добавить этой кабине подвижность? Заручившись поддержкой преподавателя кафедры и взяв в команду Ярослава Зелянина, который был знаком с устройством и мыслил в этом же направлении, Сергей Лупандин приступил к работе.
– Почти невозможно придумать сразу что-то новое, но можно многому научиться, чтобы когда-нибудь, в один замечательный день, наконец поразиться той внезапно посетившей тебя идеи, что выросла на удобренной почве ваших трудов, чтобы тогда пройтись по старой, знакомой набережной и посмотреть на до боли знакомые окна маленькой лаборатории, где когда-то началась эта история. Ярослав Зелянин
– Мы окунулись во всевозможные материалы по этой теме, – продолжил Ярослав. – Очень трудно создать сразу что-то новое. Но если нельзя создать, то можно усовершенствовать! Наша идея состоит в удешевлении, упрощении без большой потери в точности и качестве работы. Например, вместо гидравлики решили использовать актуаторы – цилиндры с электрическим приводом. Они обладают хорошей скоростью, простым контролем и, что важно, приемлемой ценой. Вместо шести датчиков линейных перемещений использовали оптический способ измерения углов наклона площадки и электронный гироскоп. Снова выигрываем в цене.
Плюс студенты разработали собственное программное обеспечение, отличающееся наглядностью, удобством и простотой.
– Наш недорогой небольшой и подвижный тренажёр послужит хорошей базой для различных кабин: планера, вертолёта, гражданской авиации. Разумеется, после доработок и доукомплектования изделие может применяться для профессиональных и развлекательных целей.
Как рассказывают разработчики, в кабине тренажёра можно в полном объёме имитировать движение реального летательного аппарата в пределах заданных углов, хотя отработать "мёртвую петлю" или "бочку" пока не получается.
– Ощущение от работы на тренажёре близки порой к тем, что вы можете испытать, катаясь на качелях, закрыв глаза, – заключил Лупандин.
Читаете также: