Художнику мастерская нужна как воздух. Кто-то возмущённо крикнет: и на кухне шедевры ваять можно! Но только если ваша кухня готова расшириться до масштаба таланта, а точнее - холста мастера.
И всё-таки личное пространство требуется: постоянно ворчащие родственники, требующие внимания дети – это не лучшие соседи для беспрерывного поиска. В зависимости от периода, в котором оказался художник, менялись и мастерские.
Сегодня художники в Москве отстаивают свои права на возможность творить, зачастую – на чердаках или в подвалах домов. Ван Гогу даже поле или тень дерева служили рабочим кабинетом. Поленов лично спроектировал и построил дом под это дело... А творцам древних времён изливать накопившееся вдохновение приходилось в пещерах.
Студенты исторического факультета МГУ исследовали одну из таких древних мастерских в Башкирии. Мастер из Ледникового периода облюбовал зал Хаоса в Каповой пещере. Творил, конечно, не на холстах, а на стенах. Но красками. Остались с тех пор тайники с порошком для приготовления краски. Видимо, опасался художник, что спрячет ценности, а потом забудет место клада. Поэтому оставлял на тех самых местах перевёрнутые камни, окрашенные краской.
– С 1960-го постепенно изучаем всю пещеру: ищем рисунки, смотрим, чем занимались люди, кроме того как рисовали в этой пещере. Находили много следов деятельности человека. Но впервые смогли зафиксировать весь маршрут художника Ледникового периода: от скопления красочных материалов до рисунков. Все стараются увидеть следы передвижений. Крайне редкая находка. Таких случаев известно 5-7 на всю Европу, – уточнил для Metro Владислав Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ.
Студенты смогли восстановить маршрут художника, ориентируясь на мазки и пятна краски. Видимо, мама не учила его быть аккуратным и содержать пещеру в чистоте.
– Что касается краски, то это минеральный пигмент. Человек находил снаружи пещеры бурые железняки. Нёс в мастерскую, толок в порошок и разводил водой. Стойкая получалась краска –пока 19 000 лет держится и на стенах, и на камнях пещеры, – подчеркнул эксперт.
Владислав уточнил, что по брызгам и каплям можно заметить, что художник рисовал не только на стенах.
– Можно говорить, что человек приносил сюда запасы краски и потом использовал по мере необходимости, – продолжил доктор наук. – Есть несколько участков в пещере (а её протяжённость - более 2 км и она - трёхэтажная), которые далеко расположены от настенных рисунков, но там видны брызги. Видимо, человек что-то красил или рисовал там, но не на стенах. Возможно, раскрашивал себя в качестве ритуала или использовал что-то вроде холста (например, шкуру).