– Советская цветомузыка – это целое явление, предшествовавшее эпохе цифровых технологий. Даже по нынешним меркам некоторые устройства, порой изобретённые энтузиастами у себя дома, выглядят очень круто и даже современно, – считает Роман Крылов. – Увлечение цветомузыкой на тот момент было символом прогрессивности. В 1980-х – начале 1990-х была массовая мода на самодельные цветомузыкальные устройства, выпускалась научно-техническая литература, можно было купить необходимые детали и собрать прибор самостоятельно.
В качестве примера Роман Крылов привёл советский фильм-катастрофу “Экипаж” Александра Митты, ставший в 1980 году первым кассовым блокбастером в Советском Союзе. Главный герой изобретал цветомузыку в своей квартире, которая в некоторых сценах становилась полноценным участником действия. И ещё Роман вспомнил музыкальный номер из фильма “Зимний вечер в Гаграх” Карена Шахназарова, где можно рассмотреть разные цветомузыкальные установки.
Все эти невероятные устройства выпускались на многих заводах бывшего СССР, самым передовым считался НИИ “Прометей” в Казани.
– Возглавлял “Прометей” Булат Галеев, пионер цветомузыкального искусства (того, что мы сейчас называем видеоартом), первый виджей Советского Союза. Он создавал прогрессивные аппараты по визуализации музыки для танцевальных клубов и залов, а также релаксирующие светозвуковые экраны для космической отрасли. Его изобретения объездили международные выставки, использовались в популярных телешоу и как спецэффекты в кино. Эти вещи позже превратились в целую индустрию. В Казани есть Фонд Булата Галеева, где все его изобретения можно рассмотреть, – рассказал Роман Крылов.
"Диско" и "Ростов-Дон"
Самый ценный экспонат его коллекции – устройство “Диско” Булата Галеева. Оно похоже на пульсирующие планеты под куполом, без купола могло служить проектором, с помощью которого возникали яркие цветовые проекции.
– Это самое дорогое цветомузыкальное устройство в СССР. Максимальное воплощение визуализации звука, в 1985 году стоило 1200 рублей, по тем временам очень большие деньги. Для сравнения: другие устройства из моей коллекции были гораздо дешевле – светоцветовое устройство "Ростов-Дон" стоило 400 руб., автоматическая цветомузыкальная установка “Электроника Е1-04” – 240 руб., – добавил Роман. – "Диско" я купил в Калуге – прямо перед Новым годом, очень обрадовался, что получится его показать на выставке.
Среди других редких экспонатов – "Электроника ЦМ-02", выпущенная в Омске.
– О ней даже нет упоминания в советских каталогах. Дело в том, что на некоторых производствах делались экспериментальные партии, и это абсолютно уникальные объекты, они как бы вне истории, расходились по друзьям и работникам заводов, – пояснил Роман Крылов.
Миллениалы, наверняка, узнают среди представленных на выставке установок те, что были на школьных дискотеках. Например, лампочки на потолке, мигающие поочередно в такт музыке, – это цветомузыкальная приставка "Искра" 1988 года, которая выпускалась на Уфимском заводе телефонной аппаратуры. А несколько длинных ламп, реагирующих на песни, которыми хвастался одноклассник (сын советских меломанов), – это электронная цветомузыкальная приставка "Шоола" 1981 года, производилась на Майлуу-Сууйском ламповом заводе.
Здесь есть цветомузыкальная приставка “Вечер” (завод “Базальт”, г. Ереван), идеальная для создания романтической атмосферы, там специальный режим “Интим” с приглушённым светом.
Увидеть устройства из коллекции Романа можно на выставке в Музее Яндекса в Москве и Петербурге
Секреты волшебства
Все представленные устройства работают по схожему принципу – разделения звукового спектра на три или четыре полосы: низкие частоты отражаются красным цветом, средние – зелёным или жёлтым, высокие – синим.
Некоторые подключаются к радиоле и реагируют на музыку, другие имеют заранее продуманные эффекты и не зависят от музыки. Существует и ручной способ, когда пользователь сам управляет эффектами в соответствии с музыкой (так часто работали диджеи на дискотеках).
– Для знакомства с этими приборами важно поместить их в соответствующую среду, чтобы наглядно показать, в каком антураже они работали, – уверен Роман. – Поэтому на выставке вся мебель советская, гэдээровская, – сказал Роман. – У меня дома она тоже хранится за дверками советского шкафа – когда ко мне приходят гости, на них выливается миллион цветов.
Кстати. Кто из российских и советских изобретателей, учёных и художников внёс существенный вклад в развитие этого явления: Александр Скрябин – автор световой партитуры "Прометей". Его цветомузыкальный инструмент находится в московском доме-музее. Григорий Гидони. Изобрёл собственную систему соответствий цветов и звуков, мечтал открыть Светотры, где бы исполнялись светомузыкальные произведения.
Михаил Матюшин, представитель второй волны русского авангарда, основал светомузыкальную лабораторию в Петербурге, изобретал различные светомузыкальные инструменты.
Флориан Юрьев, художник. Первым расшифровал светомузыкальную партитуру Александра Скрябина, проектировал объекты и писал картины. Август Ланин разрабатывал светомузыкальные модули и экраны для космонавтов, которые позволяли психологически разгрузиться после нахождения в темноте. Он же был автором цветомузыкальных скульптур для общественных пространств. Среди его работ – цветомузыкальные панно в гостинице “Турист” в Риге и в кафе “Север” на Невском проспекте.
Хотите пуститься в пляс под цветомузыку? Тогда вам сюда!