Стоит ли смотреть военную драму "Праведник" про реальный подвиг Николая Киселёва

В прокат выходит масштабный фильм Сергея Урсуляка, в котором враги и друзья не имеют национального признака, а герои выглядят негероически
Стоит ли смотреть военную драму "Праведник" про реальный подвиг Николая Киселёва
"Централ Партнершип"
Марк Эйдельштейн в роли Моше Таля.

Военная драма Сергея Урсуляка, которая рассказывает реальную историю спасения более 200 евреев партизанским отрядом Николая Киселёва в 1942 году, начинается в доме большой многодетной еврейской семьи Таль. Мать и отец семейства (Чулпан Хаматова и Константин Хабенский) под покровом ночи решают, кого из своих многочисленных детей попытаться спасти и отправить из городка, где вот-вот будут немцы, в милость которых никто давно не верит. После мучительных раздумий выбирают самых "живучих" – 17-летнего Моше (Марк Эйдельштейн) и Мириам (Кэти Солвэй), которой 10. 

Отец вручает Моше золотую астролябию – астрономический прибор, который хранился в семье веков пять и который создатели картины явно хотели сделать многозначительным символом истории о пути к выживанию. С помощью этого предмета авторы фильма постоянно пытаются, иногда как-то малоправдоподобно, связать сюжетные линии. А их здесь много. 

Константин Хабенский.
"Централ Партнершип"
Константин Хабенский.

Фильм построен на переплетении ратных подвигов партизанского отряда Николая Киселёва (Александр Яценко), получившего приказ вывести более 200 советских евреев за линию фронта, военной истории Моше Таля (до и после знакомства с героем Яценко) и отрывков из жизни состарившегося Моше, который доживает век в одиночестве и, кажется, совершенно не благодарен ни партизанам, спасшим ему жизнь, ни судьбе за это чудо. 

Вообще, к сценарию много вопросов. В фильме достаточно брошенных героев. Одними из первых мы теряем как раз родителей Моше, с которых начинается картина. Они пропадают из повествования, как только двое детей закрывают за собой дверь, хотя по впечатлениям Моше с раненой сестрой ещё пару недель скрываются по подворотням в том же городе.

Не обошлось здесь и без штампов. Есть они в изображении евреев, есть и в образе главного злодея, выглядящего скорее как карикатура, а не живой человек. Немецкий гауптштурмфюрер (Дитмар Кениг), как одержимый, охотится на евреев по всей Белоруссии. Он постоянно кривляется, смеётся сумасшедшим смехом и не упускает возможности сделать фото, испытывая особую страсть к фотографированию только что им убитых людей. 

И всё-таки картина держит внимание, а учитывая, что хронометраж фильма почти 2,5 – это большое достижение. Здесь много ярких драматичных сцен, которые бьют в цель и выбивают слезу, какие-то более удачно, какие-то менее. Враги и друзья здесь определяются не по национальному признаку: прекрасная еврейка ради собственной жизни отправляет на смерть соплеменников десятками, простые же белорусские старики, несмотря на смертельную опасность, их укрывают, а урождённая гражданка Германии под дулом немецкого автомата говорит, что не немка, а еврейка, как её муж и дети.

Есть в картине и комичные эпизоды, дающие возможность чуть выдохнуть. За юмор прекрасно отвечает герой Сергея Маковецкого. Его дед еврей на костыле постоянно сыплет остроты из разряда: "Я из всего умею стрелять, товарищ командир, вы только покажите как!" 

Запоминающийся герой получился и у Евгения Ткачука. На плечи его очень живого карточного шулера по кличке Ферзь ложится главная романтическая линия в фильме. По сюжету он влюбляется в прекрасную еврейскую девушку в исполнении дебютантки Марии Золотухиной. От внучки Валерия Золотухина с её пронзительным взглядом исподлобья, невозможно отвести взгляд. 

Дебютантка Мария Золотухина.
"Централ Партнершип"
Дебютантка Мария Золотухина.

Но самое завораживающее впечатление всё-таки производит игра Александра Яценко. Он украшение любого фильма и здесь кажется на своём месте больше, чем кто бы то ни было. Его Николай Киселёв – это не ещё один патетический представитель плеяды героев Великой Отечественной войны или библейский проводник в земли обетованные. Он какой-то совершенно обычный, такой тихий и без лишней суеты. Ему жалко евреев, которых он случайно спас, выполняя боевое задание с отрядом. Но он не спешит геройствовать. Бухгалтер по профессии, Киселёв привык просчитывать исходы событий. Эти старики, женщины и дети – обуза для его отряда, возиться с ними нет времени. Спасать он их решается только после приказа вышестоящих командиров, и дальше выполняет этот приказ со всей офицерской доблестью, математической точностью и человеческой добротой. Он душа истории, ради которой фильм точно заслуживает просмотра.