Потребительской корзиной называют минимальный набор товаров и услуг, который необходим для полноценной жизни человека на протяжении года. От этого показателя как раз и зависит величина прожиточного минимума.
В июле-сентябре минимальный продовольственный набор на месяц, по данным Росстата, стоил 5,7 тыс. рублей в среднем по стране, в Москве эта сумма доходила до 7 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге составила 6,4 тыс. рублей.
Но любопытно, что стоимость аналогичной продуктовой корзины в "Пятёрочке" в этот период составляла 5,2 тыс. рублей в магазинах Центральной части России, на Урале и в Сибири, порядка 5,7 тыс. рублей – в столичных объектах, 5,5 тыс. рублей – в петербургских.
То есть в Москве проднабор в магазинах сети стоил дешевле на 19%, чем в среднем в городе, а в Петербурге – на 14% дешевле.
В третьем квартале продовольственная инфляция составила 15,6% г/г, что на 3,9 п.п. ниже, чем во втором квартале текущего года. По данным Росстата, цены на продовольствие в июле-сентябре снижались почти по всем товарным категориям.
Почему так происходило? Всё дело в том, что летние месяцы и начало осени цены на продовольственные товары традиционно снижаются, поясняет руководитель направления макроэкономического анализа X5 Group Илья Фёдоров. Но при этом, по его словам, в третьем квартале 2022 года рекордно, а это почти на четверть, снизились цены на овощи.
– Во-первых, это связано со сбором очень хорошего урожая сельскохозяйственных культур, во-вторых – с высокой базой прошлого года. Кроме того, на общее снижение цен повлияло укрепление рубля, — говорит Илья Фёдоров.
"Пятёрочка" в таких условиях старалась обеспечить наиболее доступное для потребителей предложение в основных категориях. Например, яблоки в магазинах сети в третьем квартале стоили в среднем на 23%, морковь – на 25%, а капуста даже на 27%.
Стоимость курицы в сети была ниже значений Росстата на 22%, а яйц – на 16%. В целом, значительная часть продуктов, отмеченных в базовой корзине Росстата, в "Пятёрочке" были ниже средних показателей по рынку: вермишель – на 24%, пшено – на 20%, подсолнечное масло – на 16%, картофель – на 15% и т.д.
И если посчитать, то в продкорзина из самых доступных в своих категориях продуктов в "Пятёрочке" в итоге стоила почти в полтора раза дешевле, чем в среднем по рынку.
По данным исследовательского холдинга "Ромир", торговая сеть "Пятёрочка" стала самым выгодным магазином формата "у дома" по стране