Стеклянные шедевры "алхимиков" с острова Мурано могли соперничать с драгоценностями

В усадьбе Кусково собрали и реставрировали три венецианские люстры конца XIX – начала ХХ века. Они пролежали в фондах музея почти сто лет
Стеклянные шедевры "алхимиков" с острова Мурано могли соперничать с драгоценностями
Василий Кузьмичёнок / Metro
Авторская люстра выполнена в стиле фонтана.

В бессмертной советской комедии “Мимино” есть такой эпизод: героя Вахтанга Кикабидзе судят за нанесение ущерба в крупном размере: он “случайно зацепил стулом” венецианскую люстру. Правда, впоследствии выясняется, что роскошный предмет интерьера в квартире пострадавшего, “рядового сотрудника” базы № 2, всего лишь подделка, сделанная в Воронеже и цена ей – 37 рублей 46 копеек. Герой отделывается штрафом в 50 рублей, а будь люстра действительно из венецианского стекла – итог судебного заседания мог оказаться совсем иным.

Купить в советском универмаге такую люстру было невозможно

– Венецианские люстры всегда стоили и стоят безумно дорого, – говорит куратор выставки "Vetro artistico. Венецианское стекло XVI–XX вв." Виолетта Микитина. – Они украшают французские дворцы, итальянские палаццо и немецкие замки, а в России самые богатые люди приобретали их для своих особняков. 

Неудивительно, что и в советское время за венецианским стеклом охотились представители партийной номенклатуры и подпольные богачи, может, ещё азартнее, чем за турецкими коврами и чехословацкими стенками. Вот только купить такую люстру в универмаге было нереально ни за какие деньги – доставали заграничный дефицит только по блату.

Конечно, люстры, подобные тем, что представлены на выставке в Кусково, в советской квартире смотрелись бы просто неуместно, даже в просторной “сталинке”. Самая крупная из венецианских фантазий – люстра, напоминающая многоярусный букет цветов, требует потолка метров семь высотой, а весит шедевр стеклоделов, по уверениям Виолетты Микитиной, не менее 40 кг. 

Такая люстра весит не меньше 40 кг.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Такая люстра весит не меньше 40 кг.

– К сожалению, мы ничего не знаем о прежних, дореволюционных владельцах этих люстр, – говорит куратор выставки. – Все они поступили в музей в советское время: одна – в 1935 году из Политехнического музея, и ещё две – в 1941-м из Центрального бюро по обслуживанию иностранцев в Москве. Представителей дипломатических миссий тогда размещали в особняках, многие из них и сейчас используются посольствами. Так что вполне вероятно, что обе люстры прежде украшали интерьеры богатых московских домов.

У "морских лошадей" отбились плавники

Над одной из люстр, доставшихся в наследство от бюро, явно работал выдающийся художник. Причудливая композиция из цветного стекла напоминает фонтан с цветами, листьями и гиппокампами – мифическими морскими конями с рыбьими хвостами, на которых неслись среди волн нереиды. К слову, большие люстры электрифицированы и только самая маленькая – из голубого стекла – предназначена для свечей. 

Маленькая люстра из голубого стекла предназначена для свечей.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Маленькая люстра из голубого стекла предназначена для свечей.

С тех пор, как люстры передали в музей, они хранились в разобранном виде. Реставраторы собрали их, очистили, склеили треснувшие элементы и восполнили недостающие детали в конструкции. Однако подобрать аналоги пропавшим стеклянным фрагментам невозможно, поэтому на люстрах не хватает цветков, а у некоторых “лошадей” отбиты плавники.

– Венецианское стекло существует уже более тысячи лет, – продолжает Виолетта Микитина. – Мастера использовали кварцевый песок, добывали соду для варки стекла из золы водорослей и прибрежных растений. Люди считали стеклоделов алхимиками и колдунами, уединившимися на острове Мурано, а само муранское стекло приравнивалось к драгоценным камням.

На выставке представлены и два венецианских зеркала.
Василий Кузьмичёнок / Metro
На выставке представлены и два венецианских зеркала.
Вместе с люстрами на выставке можно увидеть большую коллекцию столовых предметов, зеркал и сувениров из венецианского стекла начиная с 16-го века. Она открыта в павильоне “Эрмитаж” и будет работать до 5 ноября. 
Бокал из венецианского стекла.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Муранские стеклоделы хранили свои секреты столетиями.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Оригинальная ваза.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Фигрука мулата.
Василий Кузьмичёнок / Metro
На выставке представлена большая коллекция стеклянного антиквариата.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Венецианское стекло приравнивалось к драгоценным камням.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Бокал из венецианского стекла.1/6