Как понять, что что-то не так в школе?
– Самый главный тревожный симптом – ваш ребёнок перестал вам доверять, если дети уклоняются от прямых ответов на простые и конкретные вопросы, например, по домашней работе. Такое поведение чаще всего говорит о том, что ребёнок пытается скрыть что-то неприглядное. Но важно понимать, что такое поведение может быть реактивным и служить ответом на излишний контроль за учёбой и неадекватную эмоциональную реакцию на оценки в школе со стороны родителя. Поэтому нужно сперва задать себе вопрос: “А не перегибаю ли я палку?” Кроме того, для подростков в большинстве своем свойственно скрываться от родителей. И тут важно знать, как ваш ребёнок реагирует в нормальном состоянии. Любое отклонение от привычного поведения – это повод поговорить с ним в доверительной и поддерживающей форме.
Стоит ли родителям вмешиваться в школьные конфликты или следует предоставить ребёнку самому справиться с ситуацией?
– Учёба – это ответственность вашего ребёнка. Это также тренажёр для детей справляться с вызовами жизни, и от родителя требуются эмоциональная поддержка и вера в то, что ребёнок способен справиться с этими трудностями самостоятельно. И об этом нужно говорить детям, напоминать им, что вы их любите и верите, что у них всё получится. Вмешиваться стоит лишь в тому случае, если ребёнок с особенностями психического развития либо если он сам просит о помощи. Кроме того, чем старше ребёнок, тем больше нужно давать самостоятельности в решении спорных ситуаций. Ваша основная задача как родителя – дать понять ребёнку, что вы готовы помочь, что вам не безразлична произошедшая ситуация и вы в любом случае вмешаетесь, если он сам не справится или ситуация выйдет из-под контроля.
Как правильно провести встречу с учителем? Нужно ли привлекать руководство школы?
– Самый простой и верный способ разобраться в ситуации – это узнать сначала мнение ребёнка, а потом узнать точку зрения учителя. Тогда вы будете более объективны. Учитель всегда прав – довольно старая, но все ещё актуальная установка у родителей. Поэтому главная задача родителя – в любом случае с пониманием отнестись к произошедшему, исключить эмоциональное наказание и не занимать полностью сторону педагога. В любом случае родитель должен сохранять самообладание, потому что случаи бывают разные и часто бывает тяжело рассуждать и адекватно разъяснить ребёнку ситуацию так, чтобы не усугубить положение дел. Обычно руководство школы привлекается сразу и самостоятельно, если случай крайне нестандартный, либо же тогда, когда учитель объективно неправ и на него поступает несколько жалоб от разных родителей.
Что делать, если виноват ребёнок?
– Если проблема именно в поведении вашего сына или дочери, то важно донести до ребёнка позицию учителя. При этом родителю не следует занимать обвинительную позицию и уходить в эмоции. Для мамы очень важно сохранять безусловную любовь и принятие детей, но при этом быть строгой. У обоих родителей должны быть четко выстроены границы, нужно иметь четкую структуру в воспитательных мерах. Кроме того, важно понимать и причины поведения ребёнка. Срывы уроков, оскорбления учителя или буллинг других учеников – всё это, в первую очередь, реакция ребёнка на то, что происходит дома, в семье. И тут всегда вопросы прежде всего к родителям.
А если в конфликте виноват учитель?
– Если виноват учитель, то споры с ним и отстаивание прав вашего ребёнка только усугубят положение вещей и могут даже спровоцировать конфликт между одноклассниками. В таком случае ребёнку нужно объяснить, что люди бывают разные. Педагог может быть действительно хороший, но с личными особенностями. Тут важно помочь ребёнку выработать правильное отношение к предмету, а не к педагогу. Человеческий фактор важен, и действительно хороший учитель всегда заинтересует даже самых отстранённых учеников. Но так бывает не всегда. Нередки случаи, когда юные Эйнштейны имеют смелость спорить с учителем или же сами учителя не справляются с дисциплиной в классе из-за своих нерешённых психологических проблем. В моей практике случаи с вопиющим поведением учителя встречаются крайне редко, но они есть. Бывает, что психику ребёнка изрядно потреплют. И тут главная задача родителя – вовремя отреагировать и увидеть реальное отношение учителя к чаду. Обычно смена учителя или школы с дополнительной психологической помощью решает проблему сразу.
Как поступить, если решение, которое предлагает школа, не соответствует видению родителей?
– Семья – это главная воспитательная среда для любого ребёнка. Родители всегда первичны, а школа – вторична. В такой ситуации главное, чтобы сам ребёнок был в согласии с решением и видением родителей. Бывают случаи деструктивных тандемов, когда дети ближе к социуму и школе, чем к своим родителям из-за токсичной обстановки дома, но это отдельные случаи. В основном же задача семьи – найти школу, соответствующую её ценностям, искать другие варианты. Однако и тут важно не перегибать палку и отдавать себе отчёт, а не идёте ли вы по сценарию “мой ребёнок уникальный – это вы не подходите нам”. Такое отношение скажется на ребёнке плохой адаптивностью и, возможно, даже нарциссичными проявлениями в его дальнейшем поведении.