Станьте на время политиком мирового уровня, чтобы предотвратить ядерную войну

Ровно 60 лет назад в этот день мир вздохнул с облегчением: лидеры СССР и США сели за стол переговоров после двух недель Карибского кризиса. Теперь с помощью Telegram-игры можно оказаться на их месте
Станьте на время политиком мирового уровня, чтобы предотвратить ядерную войну
Ron Case / GETTY
Джон Кеннеди и Никита Хрущёв

В Telegram появился чат-бот "Карибский кризис. Первые лица", в котором можно поиграть за Кеннеди или Хрущёва и попробовать предотвратить ядерную войну, на грани которой оказался мир в октябре 1962 года. В реальности напряжённое противостояние кончилось мирно: СССР вывез свои ракеты с Кубы, США убрали их из Италии и Турции.

Но достичь соглашения было непросто. Насколько непросто – даёт понять игра. Разработчики создали её, основываясь на книге Роберта Кеннеди "13 дней" и труде Александра Фурсенко и Тимоти Нафтали "Адская игра. Секретная история Карибского кризиса".

– Игра была задумана летом. Среди моих знакомых появилось много людей со страхом угрозы ядерного конфликта. На словах я не мог помочь им справиться с тревожностью и решил сделать это в игровой форме, а именно – рассказать сюжет, когда мир был близок к большой трагедии, но лидерам СССР и США хватило мудрости её избежать, – рассказывает Metro один из авторов игры, блогер и историк Никита Василенко.

В каждой сюжетной линии – Хрущёва и Кеннеди – предусмотрено два исхода. Первый – благоприятный, второй окунёт мир в ужас ядерной войны.

– 2/3 игроков предпочитают играть за Хрущёва, – делится статистикой автор игры. – На данный момент в игре 14 123 игрока, 10 827 завершили прохождение, 3615 из них не смогли разрешить кризис, 7212 спасли мир. Одна из наших задач была в том, чтобы показать, что в поиске компромисса надо уметь идти на уступки, что тогда и сделали лидеры стран. Во многом те, кто не смог разрешить кризис, "спотыкались" об это.

Мы в Metro тоже решили пройти игру. Я играла за Кеннеди, а мой коллега Михаил Нешевец – за Хрущёва. У нас получилось спасти мир, но у моего оппонента была "фора" – он помнит историю Карибского кризиса лучше, чем я.

– Мне легко было принять решения за Хрущёва, – говорит мой коллега. – Главное, что нужно было понять, – американцы тоже не хотели войны. Иначе они бы её начали молча. И ещё: не стоит передавливать, нужно разрешить США сохранить лицо и вывезти ракеты из Турции без афиширования.

Мне было непросто играть за Кеннеди, где-то я брала долгую паузу, чтобы принять решение. К примеру, соглашаться ли на то, чтобы брат Кеннеди Роберт вёл секретные переговоры между руководителями Кремля и Белого дома, или выбрать только "официоз"? Выбрать сложно. В итоге могу сказать одно: игра прекрасно показывает, что идти на компромиссы сложно, но иногда просто необходимо.