По результатам президентских выборов в Словакии Пеллегрини набрал 53,12% голосов. Он обогнал своего прозападного оппонента, бывшего главу МИД Словакии Ивана Корчка (46,88%).
Интересно, что роль президента в Словакии не столь велика, как роль премьера. Зато у главы государства есть право наложения вето на любой законопроект или предложение парламента (если только речь не идёт о внесении поправок в конституцию).
Антиукраинский дуэт?
Пост главы Словакии достался политику, который находится в хороших отношениях с премьер-министром Робертом Фицо. Оба не поддерживают действия коллективного Запада в зоне СВО.
Как известно, ранее Фицо неоднократно критиковал политику Евросоюза в отношении Украины. Например, он с иронией утверждал, что Запад собирается биться с Россией "до последнего украинского солдата", а кроме того, отмечал абсурдность того, что Россия может чем-то угрожать НАТО.
В этом вопросе Фицо как будто получил единомышленника-президента. Это следует из последних заявлений Пеллегрини.
Как пишет ТАСС, президент Словакии не допускает вовлечение страны в конфликт на Украине. Он выступает против направления иностранных подразделений в зону конфликта, а также высказывается против поставок на Украину оружия. Он считает, что это лишь приводит к гибели тысяч солдат и мирных жителей. По мнению Пеллегрини, Украина не может рассчитывать на то, что она вступит в НАТО.
"Российская газета" сообщает, что Пеллегрини выступает против антироссийских санкций со стороны коллективного Запада. Он считает, что они неэффективны. "Если кто-то думает, что ядерную державу, коей является Россия, можно поразить в военном плане без того, чтобы произошла катастрофа, то я так не думаю", – подчеркнул Пеллегрини. Он намерен делать всё для укрепления дипломатических контактов с РФ, которые ухудшились с началом СВО.
Мнение эксперта
Несмотря на заявления Пеллегрини и Фицо, эксперт Metro осторожно оценивает перспективы отношений России и Словакии.
– Избрание нового президента, который не воспринимается в странах Западной Европы как представитель либерального мейнстрима, конечно, подтверждает ту тенденцию, которая обозначилась в Словакии ещё на выборах парламента, – рассказал Metro российский историк и политолог, руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" Владимир Симиндей. – В результате тех выборов сформировалось правительство Фицо. С тех пор оно пытается проводить "прословацкую политику", то есть, дистанцироваться от мнения лидеров Евросоюза.
Пеллегрини уже заявил, что поддерживает эту линию. По его словам, Словакия будет проводить суверенную внешнюю политику, оставаясь при этом членом ЕС и НАТО. Однако Словакии важнее всего сейчас соблюдение интересов собственных граждан.
По мнению эксперта, пока непонятно, насколько связка нового президента и действующего премьера позволит на практике изменить внешнюю политику Словакии.
– Говорить об этом ещё рано, но определённые заявления со стороны официальной Братиславы в глазах брюссельских чиновников (Брюссель считается "столицей" Евросоюза. – Прим. ред) ставят Словакию в один ряд с Венгрией. Но на самом деле возможности для реального сопротивления брюссельской бюрократии у Словакии гораздо меньше, чем у того же Будапешта. Надо это понимать, поэтому ждать каких-то революционных внешнеполитических чудес не приходится.
Владимир Симиндей добавил, что в отношениях с Россией Словакия рассчитывает на быстрое, пусть и частичное их восстановление – но после завершения конфликта на Украине.
– На практике ожидать в ближайшее время каких-то серьёзных и радикальных перемен в диалоге между Москвой и Братиславой не приходится. Но, возможно, будут складываться какие-то доверительные контакты на практическом уровне между руководством Словакии и Венгрии. И стоит надеяться, что венгерские товарищи поделятся своим непростым, но успешным политическим опытом в плане того, как поддерживать партнёрские отношения с Москвой.