Стало известно, зачем космонавты делают фотографии с орбиты

Фотографии, сделанные с орбиты, можно увидеть в Музее космонавтики. Сделавшие их космонавты рассказали о секретах такой съёмки
Стало известно, зачем космонавты делают фотографии с орбиты
Фото космонавта Ивана Вагнера
Рио–де–Жанейро

– Первое, что мы отмечаем, когда оказываемся в космосе – на картах есть границы, а из космоса они не видны. Смотришь на Землю, пытаешься найти родные места, но тщетно, – разводит руками Герой России и СССР, лётчик-космонавт Сергей Крикалёв. 

Торжественный момент – перерезание красной ленточки во главе с лётчиком–космонавтом Сергеем Крикалёвым
Фото предоставлено пресс–службой Музея космонавтики
Торжественный момент – перерезание красной ленточки во главе с лётчиком–космонавтом Сергеем Крикалёвым

По его словам, многие объекты тяжело узнать с такой высоты. И для того, чтобы сфотографировать их, нужно посидеть над картами и понять характерные изгибы рек, береговой черты. 

Космическая фотография – часть научной работы. Перед тем как взять в руки камеру, сотрудники МКС проходят специальные курсы, потому что здесь сделать кадр в разы сложнее, чем на Земле. Дело в том, что времени для этого совсем немного – всего 40 секунд. А ведь нужно ещё выглянуть, увидеть, опознать, что это нужная локация, и в конце концов сфотографировать. 

Линейная скорость движения станции по орбите – 28 тысяч километров в час, и объекты, которые нужно снять, попадают в поле зрения ненадолго, поэтому к съёмке надо готовиться.

Рио–де–Жанейро из космоса. Снимок космонавта Сергея Кудь–Сверчкова
KUDSVERCHKOV / KUDSVERCHKOV
Рио–де–Жанейро из космоса. Снимок космонавта Сергея Кудь–Сверчкова

Санкт-Петербург нашли довольно быстро:

– Наклонились на широту 60 и распознали отдельные здания. Смольный, к примеру, – вспоминает Герой России Сергей Кудь-Сверчков.

Цифра
400
километров – высота, на которой были сделаны фотографии.

По его словам, Петербург получился чётким и контрастным. Но дальше на север с каждым градусом снимать было всё сложнее и сложнее. 

– Один из важных параметров – угол солнечных лучей, – отмечает космонавт Иван Вагнер. – Сильно влияет на съёмку облачность и, кстати, добавляет художественных моментов. 

Россия, Санкт-Петербург
Иван Вагнер
Россия, Санкт-Петербург

Москву тоже нашли быстро. Просто  перепутать её с каким-либо другим городом трудно. Во-первых, она огромная. Во-вторых, яркая, особенно ночью. 

– Может быть, некорректное сравнение, но светится как гигантский прожектор, – вспоминает Кудь-Сверчков.

Россия, Москва – ночь
предоставлено пресс-службой Музея космонавтики
Россия, Москва – ночь

Кстати, ещё один неподражаемый город – столица Бразилии, которая спроектирована в форме птицы. А вот водопады Игуасу искать было особенно трудно.

– Они одни из самых полноводных, небольшие, тёмно-синие и в тёмно-зелёном лесу Амазонии. Для того чтобы сфотографировать водопады, использовали оптику с длинным фокусом, – отмечает Сергей. 

Кудь-Сверчков признался, что сотрудники МКС часто щёлкают затвором от скуки. Как только появляется свободное время, его заполняют фотографией. А в процессе фотосъёмки уже появляется азарт. 

Индия, Джайпур
Фото космонавта Ивана Вагнера
Индия, Джайпур