87-летний эпилептик попал в отделение неотложной помощи после падения. Чтобы предотвратить сдавливание тканей мозга кровью, которая изливалась из места травмы, врачи провели декомпрессию (а именно – трепанацию черепа).
После операции в течение двух дней пациент проходил лечение в отделении интенсивной терапии. Однако его состояние стало ухудшаться. Мужчине вводили необходимые лекарства, а также сделали энцефалограмму. Во время ЭЭГ у него начался сердечный приступ, в результате которого он скончался.
Благодаря проведённым медицинским записям учёные из разных стран зафиксировали, что после остановки сердца в мозгу пациента продолжали происходить конкретные процессы.
Как сообщается в научной работе, опубликованной в журнале Frontiers in Aging Neuroscience, наблюдение стало уникальным. Нейрофизиологический след мозговой активности после остановки сердца и во время околосмертного периода всё ещё слабо изучен учёными. Предполагалось, что слабая мозговая активность сохраняется у человека и после прекращения кровообращения. Однако это была лишь гипотеза, основанная на наблюдении повышенной активности мозга у животных во время экспериментов. Однако ни разу подобные исследования не проводились на людях в острой клинической ситуации, которая приводила бы к летальному исходу.
Благодаря наблюдению за 87-летним умирающим пациентом учёные обнаружили, что после остановки сердца в мозгу активизируются гамма-колебания. Это мозговые волны, которые ассоциируются со сновидениями, восстановлением памяти, медитацией. Основываясь на записях ЭЭГ, исследователи с некоторой долей смелости предположили, будто мозг способен воспроизводить воспоминания о важных событиях в жизни, когда человек умирает. Таким образом, он способен к скоординированной деятельности мозга даже после остановки сердца. Эксперименты над животными показали, что подобные мозговые волны наблюдались и у умирающих крыс.
Но чтобы делать более конкретные выводы, нужны ещё вводные данные. Проблема в том, что у пациента была эпилепсия и тяжёлая травма головы. А значит, его мозг мог реагировать на остановку сердца не так, как реагирует мозг здорового человека.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
– Результат достаточно ожидаемый, поскольку мозг животных в ходе экспериментов со схожими условиям изучали при помощи даже более современных методов, – рассказал Metro научный сотрудник лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Давид Наимзада. – Конечно, электрическая активность мозга человека и лабораторного животного отличаются, но тем не менее. При этом ЭЭГ – как метод регистрации – далеко не самый современный метод исследования. Он регистрирует данные об электрической активности мозга с поверхности головы. И это лишь отблески исключительно сложной активности отдельных функциональных единиц коры! Это всё равно, что судить о работе автомобиля, основываясь лишь на звучании мотора и находясь при этом снаружи машины, а не под капотом. Возможно, было бы интересно получить более ценные данные, если бы пациенту сделали, например, функциональное МРТ. В любом случае, исследования в этой области прольют свет на активность мозга в пограничных состояниях, что в перспективе поможет в поиске новых методов диагностики и лечения.