Стали известны номинанты "Оскара": весь список, разбор кинокритика, сюрпризы

Леонардо ДиКаприо снова пролетел мимо "Оскара", зато Мартин Скорсезе теперь самый номинированный режиссёр в истории кинопремии. Поговорили с кинокритиком Егором Москвитиным о том, чем удивил список номинантов на "Оскар" и кто реально может взять статуэтку в этом году
Стали известны номинанты "Оскара": весь список, разбор кинокритика, сюрпризы
Кадр из фильма / Apple Studios
Леонардо ДиКаприо не попал в список номинантов на "Оскар" в этом году за роль в фильме "Убийцы цветочной луны".

Американская киноакадемия огласила список номинантов, которые поборются за награды на 96-й церемонии вручения "Оскара". Она пройдёт в ночь с 10 на 11 марта. Как обычно, сюрпризов достаточно. Их можно разделить на две категории: "странно, что их не включили", и "удивительно, что они сюда попали". 

– Если говорить о "пролетевших", то прежде всего удивляет, что Грета Гервиг не номинирована как лучший режиссёр за фильм "Барби" и что Майкл Фассбендер, сыгравший главную роль в триллере Финчера "Убийца", не получил номинацию "Лучшая мужская роль", и самое главное, что фильм Тодда Хейнса "Май декабрь" не попал ни в одну категорию, если не считать номинацию за сценарий. Очень многие ожидали, что и сама драма будет бороться за приз лучшего фильма года, и режиссёр, и актрисы Натали Портман и Джулианна Мур тоже будут в номинациях. Но этого не произошло, – рассказал Metro кинокритик Егор Москвитин. – Уже не сильно удивляет, но по-прежнему тревожит, что Леонардо ДиКаприо не номинирован как лучший актёр за роль в фильме "Убийцы цветочной луны" Мартина Скорсезе. Странно и то, что этой картины нет в категории "Лучший адаптивный сценарий". В остальном он отмечен, и Мартин Скорсезе, претендующий на статуэтку за лучшую режиссуру, теперь официально самый номинированный режиссёр за всю историю "Оскара". Он наконец опередил Стивена Спилберга, с которым они в своё время делили "Список Шиндлера", решая, кто же его должен снять. 

Теперь о номинациях, которые случились и которые удивляют. В оскаровской гонке, по мнению эксперта, появилась тёмная лошадка – это фильм "Американское чтиво". 

– Трагикомическая картина, показанная на фестивале в Торонто, рассказывает историю темнокожего писателя, которого обвиняют в том, что он мало пишет о проблемах своей расы, и чтобы всех спровоцировать, он пишет образцовый роман об этом. Книга вызывает волнение во всей Америке. Фильм хороший, но он практически нигде не засветился, и тем любопытнее, что он попал в номинанты, – отмечает кинокритик. – Удивительно, что в основной список попал и фильм "Зона интересов". Это своеобразный хоррор. И здесь мы можем говорить о тенденции: фантастическое и страшное кино начало вдруг признаваться равным большим драмам и высоким трагедиям.

"Зона интересов" – чёрно-белый фильм о жизни немецкой семьи, живущей буквально на границе с концлагерем и делающей вид, что ничего страшного рядом не происходит. Это фильм от режиссёра Джонатана Глейзера, который до этого уже снимал странные и страшные фантастические фильмы вроде ленты "Побудь в моей шкуре", где Скарлетт Йоханссон играет пришельца, в буквальном смысле слова проникающего в тела других людей. 

Маленькой, но всё-таки неожиданностью, Егор Москвитин назвал и то, что за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Бедные-несчастные" номинировали не Уиллема Дефо, сыгравшего настоящего Франкенштейна с изуродованным лицом и необычным характером, а Марка Руффало: 

– Руффало играет отлично, но кажется всё же не ровней Уиллему Дефо.

Про возможных победителей: кинокритик считает, что основная битва развернётся между фильмами "Оппенгеймер" и "Бедные-несчастные", у которых по 13 и 11 номинаций соответственно. 

– По прогнозам букмекеров, победить должен "Оппенгеймер". Но опыт показывает, что на "Оскаре" возможно всё, и мы уже были свидетелями, когда в схватке больших исторических фильмов с непредсказуемыми картинами побеждали последние. Так было с "Паразитами", обошедшими драму "1917", и с фантастической картиной "Всё везде и сразу", боровшейся с фильмом "На западном фронте без перемен", – напоминает Егор Москвитин. – "Оппенгеймер" – это историческая драма, очень респектабельное кино о большом количестве белых мужчин, изменивших ход истории. Его же конкуренты, хоть "Бедные-несчастные", хоть "Американское чтиво", – это истории о современности, о сложных мужских и женских характерах, о представителях разных рас и общностей, которые доказывают своё право существовать в этом мире. Голоса здесь, конечно, разделятся, но, мне кажется, что "Оппенгеймер" – это всё-таки лучшая режиссура, для Кристофера Нолана такая награда давно заслуженная, а "Бедные-несчастные" вполне может стать лучшим фильмом года.

Если говорить о тенденциях, которые показывает список номинантов этого года, то здесь кинокритик отмечает желание "Оскара" объять всё, что происходит и внутри страны, и вокруг:

– Поэтому есть два военных фильма, есть европейская картина – "Анатомия падения", победившая в Каннах, есть фильмы о женщинах – это "Барби", о мужчинах – "Оппенгеймер", о будущем – это "Бедные-несчастные", о прошлом – вестерн "Убийцы цветочной луны"... "Оскар" хочет казаться всеобъемлющим, оставаться столицей кинематографа и эпицентром рождения всех смыслов. 

Лучший фильм

• "Американское чтиво"

• "Анатомия падения"

• "Барби"

• "Бедные-несчастные"

• "Зона интересов"

• "Оппенгеймер"

• "Оставленные"

• "Прошлые жизни"

• "Убийцы цветочной луны"

• "Маэстро"

Лучшая режиссура

• Джонатан Глейзер – "Зона интересов"

• Йоргос Лантимос – "Бедные-несчастные"

• Кристофер Нолан – "Оппенгеймер"

• Мартин Скорсезе – "Убийцы цветочной луны"

• Жюстин Трие – "Анатомия падения"

Лучшая женская роль

• Аннетт Бенинг – "Дайана Найэд"

• Лили Гладстоун – "Убийцы цветочной луны"

• Кэри Маллиган – "Маэстро"

• Эмма Стоун – "Бедные-несчастные"

• Сандра Хюллер – "Анатомия падения"

Лучшая мужская роль

• Пол Джаматти – "Оставленные"

• Колман Доминго – "Растин"

• Брэдли Купер – "Маэстро"

• Киллиан Мерфи – "Оппенгеймер"

• Джеффри Райт – "Американское чтиво"

Лучшая женская роль второго плана

• Эмили Блант – "Оппенгеймер"

• Даниэль Брукс – "Цвет пурпурный"

• Давайн Джой Рэндольф – "Оставленные"

• Америка Феррера – "Барби"

• Джоди Фостер – "Дайана Найэд"

Лучшая мужская роль второго плана

• Стерлинг К. Браун – "Американское чтиво"

• Райан Гослинг – "Барби"

• Роберт Дауни мл. – "Оппенгеймер"

• Роберт Де Ниро – "Убийцы цветочной луны"

• Марк Руффало – "Бедные-несчастные"

Лучший оригинальный сценарий

• "Анатомия падения" – Жюстин Трие, Артюр Арари

• "Май декабрь" – Сэми Берч, Алекс Механик

• "Маэстро" – Брэдли Купер, Джош Сингер

• "Оставленные" – Дэвид Хемингсон

• "Прошлые жизни" – Селин Сон

Лучший адаптированный сценарий

• "Американское чтиво" – Корд Джефферсон

• "Барби" – Грета Гервиг, Ноа Баумбак

• "Бедные-несчастные" – Тони МакНамара

• "Зона интересов" – Джонатан Глейзер

• "Оппенгеймер" – Кристофер Нолан

Лучший международный фильм

• "Зона интересов" – Великобритания

• "Идеальные дни" – Япония

• "Снежное братство" – Испания

• "Учительская" – Германия

• "Я – капитан" – Италия

Лучший анимационный фильм

• "Мальчик и птица"

• "Мечты робота"

• "Нимона"

• "Человек-паук: Паутина вселенных"

• "Элементарно"

Лучшая операторская работа

• Хойте Ван Хойтема – "Оппенгеймер"

• Эдвард Лахман – "Граф"

• Мэттью Либатик – "Маэстро"

• Родриго Прието – "Убийцы цветочной луны"

• Робби Райан – "Бедные-несчастные"

Лучший оригинальный саундтрек

• Людвиг Горанссон – "Оппенгеймер"

• Лора Карпман – "Американское чтиво"

• Робби Робертсон – "Убийцы цветочной луны"

• Джон Уильямс – "Индиана Джонс и колесо судьбы"

• Джерскин Фендрикс – "Бедные-несчастные"

Лучшая песня

• I’m Just Ken – "Барби"

• It Never Went Away – "Американская симфония"

• The Fire Inside – "Обжигающе горячий"

• Wahzhazhe (A Song for My People) – "Убийцы цветочной луны"

• What Was I Made For? – "Барби"

Лучший монтаж

• "Анатомия падения"

• "Бедные-несчастные"

• "Оппенгеймер"

• "Оставленные"

• "Убийцы цветочной луны"

Лучшее художественное оформление

• "Барби"

• "Бедные-несчастные"

• "Наполеон"

• "Оппенгеймер"

• "Убийцы цветочной луны"

Лучший дизайн костюмов

• "Барби"

• "Бедные-несчастные"

• "Наполеон"

• "Оппенгеймер"

• "Убийцы цветочной луны"

Лучшие визуальные эффекты

• "Годзилла: Минус один"

• "Миссия невыполнима: Смертельная расплата"

• "Наполеон"

• "Создатель"

• "Стражи Галактики. Часть 3″

Лучший грим и причёски

• "Бедные-несчастные"

• "Голда. Судный день"

• "Маэстро"

• "Оппенгеймер"

• "Снежное братство"

Лучший звук

• "Зона интересов"

• "Маэстро"

• "Миссия невыполнима: Смертельная расплата"

• "Оппенгеймер"

• "Создатель"

Лучший документальный фильм

• "Боби Уайн: Народный президент"

• "Вечная память"

• "Дочери Ольфы"

• "Убить тигра"

• "20 дней в Мариуполе"

Лучший короткометражный анимационный фильм

• "Война закончена: Вдохновлено музыкой Джона и Йоко"

• "Девяносто пять чувств"

• "Наша униформа"

• "Пачидерме"

• "Письмо свинье"

Лучший короткометражный игровой фильм

• "Красный, белый и синий"

• "Непобедимый"

• "После"

• "Рыцарь удачи"

• "Чудесная история Генри Шугара"

Лучший короткометражный документальный фильм

• "Азбука запрещённых книг"

• "Бабушка и дедушка"

• "Остров между"

• "Парикмахер из Литтл-Рока"

• "Последняя мастерская"