Американская киноакадемия огласила список номинантов, которые поборются за награды на 96-й церемонии вручения "Оскара". Она пройдёт в ночь с 10 на 11 марта. Как обычно, сюрпризов достаточно. Их можно разделить на две категории: "странно, что их не включили", и "удивительно, что они сюда попали".
– Если говорить о "пролетевших", то прежде всего удивляет, что Грета Гервиг не номинирована как лучший режиссёр за фильм "Барби" и что Майкл Фассбендер, сыгравший главную роль в триллере Финчера "Убийца", не получил номинацию "Лучшая мужская роль", и самое главное, что фильм Тодда Хейнса "Май декабрь" не попал ни в одну категорию, если не считать номинацию за сценарий. Очень многие ожидали, что и сама драма будет бороться за приз лучшего фильма года, и режиссёр, и актрисы Натали Портман и Джулианна Мур тоже будут в номинациях. Но этого не произошло, – рассказал Metro кинокритик Егор Москвитин. – Уже не сильно удивляет, но по-прежнему тревожит, что Леонардо ДиКаприо не номинирован как лучший актёр за роль в фильме "Убийцы цветочной луны" Мартина Скорсезе. Странно и то, что этой картины нет в категории "Лучший адаптивный сценарий". В остальном он отмечен, и Мартин Скорсезе, претендующий на статуэтку за лучшую режиссуру, теперь официально самый номинированный режиссёр за всю историю "Оскара". Он наконец опередил Стивена Спилберга, с которым они в своё время делили "Список Шиндлера", решая, кто же его должен снять.
Теперь о номинациях, которые случились и которые удивляют. В оскаровской гонке, по мнению эксперта, появилась тёмная лошадка – это фильм "Американское чтиво".
– Трагикомическая картина, показанная на фестивале в Торонто, рассказывает историю темнокожего писателя, которого обвиняют в том, что он мало пишет о проблемах своей расы, и чтобы всех спровоцировать, он пишет образцовый роман об этом. Книга вызывает волнение во всей Америке. Фильм хороший, но он практически нигде не засветился, и тем любопытнее, что он попал в номинанты, – отмечает кинокритик. – Удивительно, что в основной список попал и фильм "Зона интересов". Это своеобразный хоррор. И здесь мы можем говорить о тенденции: фантастическое и страшное кино начало вдруг признаваться равным большим драмам и высоким трагедиям.
"Зона интересов" – чёрно-белый фильм о жизни немецкой семьи, живущей буквально на границе с концлагерем и делающей вид, что ничего страшного рядом не происходит. Это фильм от режиссёра Джонатана Глейзера, который до этого уже снимал странные и страшные фантастические фильмы вроде ленты "Побудь в моей шкуре", где Скарлетт Йоханссон играет пришельца, в буквальном смысле слова проникающего в тела других людей.
Маленькой, но всё-таки неожиданностью, Егор Москвитин назвал и то, что за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Бедные-несчастные" номинировали не Уиллема Дефо, сыгравшего настоящего Франкенштейна с изуродованным лицом и необычным характером, а Марка Руффало:
– Руффало играет отлично, но кажется всё же не ровней Уиллему Дефо.
Про возможных победителей: кинокритик считает, что основная битва развернётся между фильмами "Оппенгеймер" и "Бедные-несчастные", у которых по 13 и 11 номинаций соответственно.
– По прогнозам букмекеров, победить должен "Оппенгеймер". Но опыт показывает, что на "Оскаре" возможно всё, и мы уже были свидетелями, когда в схватке больших исторических фильмов с непредсказуемыми картинами побеждали последние. Так было с "Паразитами", обошедшими драму "1917", и с фантастической картиной "Всё везде и сразу", боровшейся с фильмом "На западном фронте без перемен", – напоминает Егор Москвитин. – "Оппенгеймер" – это историческая драма, очень респектабельное кино о большом количестве белых мужчин, изменивших ход истории. Его же конкуренты, хоть "Бедные-несчастные", хоть "Американское чтиво", – это истории о современности, о сложных мужских и женских характерах, о представителях разных рас и общностей, которые доказывают своё право существовать в этом мире. Голоса здесь, конечно, разделятся, но, мне кажется, что "Оппенгеймер" – это всё-таки лучшая режиссура, для Кристофера Нолана такая награда давно заслуженная, а "Бедные-несчастные" вполне может стать лучшим фильмом года.
Если говорить о тенденциях, которые показывает список номинантов этого года, то здесь кинокритик отмечает желание "Оскара" объять всё, что происходит и внутри страны, и вокруг:
– Поэтому есть два военных фильма, есть европейская картина – "Анатомия падения", победившая в Каннах, есть фильмы о женщинах – это "Барби", о мужчинах – "Оппенгеймер", о будущем – это "Бедные-несчастные", о прошлом – вестерн "Убийцы цветочной луны"... "Оскар" хочет казаться всеобъемлющим, оставаться столицей кинематографа и эпицентром рождения всех смыслов.
Лучший фильм
• "Американское чтиво"
• "Анатомия падения"
• "Барби"
• "Бедные-несчастные"
• "Зона интересов"
• "Оппенгеймер"
• "Оставленные"
• "Прошлые жизни"
• "Убийцы цветочной луны"
• "Маэстро"
Лучшая режиссура
• Джонатан Глейзер – "Зона интересов"
• Йоргос Лантимос – "Бедные-несчастные"
• Кристофер Нолан – "Оппенгеймер"
• Мартин Скорсезе – "Убийцы цветочной луны"
• Жюстин Трие – "Анатомия падения"
Лучшая женская роль
• Аннетт Бенинг – "Дайана Найэд"
• Лили Гладстоун – "Убийцы цветочной луны"
• Кэри Маллиган – "Маэстро"
• Эмма Стоун – "Бедные-несчастные"
• Сандра Хюллер – "Анатомия падения"
Лучшая мужская роль
• Пол Джаматти – "Оставленные"
• Колман Доминго – "Растин"
• Брэдли Купер – "Маэстро"
• Киллиан Мерфи – "Оппенгеймер"
• Джеффри Райт – "Американское чтиво"
Лучшая женская роль второго плана
• Эмили Блант – "Оппенгеймер"
• Даниэль Брукс – "Цвет пурпурный"
• Давайн Джой Рэндольф – "Оставленные"
• Америка Феррера – "Барби"
• Джоди Фостер – "Дайана Найэд"
Лучшая мужская роль второго плана
• Стерлинг К. Браун – "Американское чтиво"
• Райан Гослинг – "Барби"
• Роберт Дауни мл. – "Оппенгеймер"
• Роберт Де Ниро – "Убийцы цветочной луны"
• Марк Руффало – "Бедные-несчастные"
Лучший оригинальный сценарий
• "Анатомия падения" – Жюстин Трие, Артюр Арари
• "Май декабрь" – Сэми Берч, Алекс Механик
• "Маэстро" – Брэдли Купер, Джош Сингер
• "Оставленные" – Дэвид Хемингсон
• "Прошлые жизни" – Селин Сон
Лучший адаптированный сценарий
• "Американское чтиво" – Корд Джефферсон
• "Барби" – Грета Гервиг, Ноа Баумбак
• "Бедные-несчастные" – Тони МакНамара
• "Зона интересов" – Джонатан Глейзер
• "Оппенгеймер" – Кристофер Нолан
Лучший международный фильм
• "Зона интересов" – Великобритания
• "Идеальные дни" – Япония
• "Снежное братство" – Испания
• "Учительская" – Германия
• "Я – капитан" – Италия
Лучший анимационный фильм
• "Мальчик и птица"
• "Мечты робота"
• "Нимона"
• "Человек-паук: Паутина вселенных"
• "Элементарно"
Лучшая операторская работа
• Хойте Ван Хойтема – "Оппенгеймер"
• Эдвард Лахман – "Граф"
• Мэттью Либатик – "Маэстро"
• Родриго Прието – "Убийцы цветочной луны"
• Робби Райан – "Бедные-несчастные"
Лучший оригинальный саундтрек
• Людвиг Горанссон – "Оппенгеймер"
• Лора Карпман – "Американское чтиво"
• Робби Робертсон – "Убийцы цветочной луны"
• Джон Уильямс – "Индиана Джонс и колесо судьбы"
• Джерскин Фендрикс – "Бедные-несчастные"
Лучшая песня
• I’m Just Ken – "Барби"
• It Never Went Away – "Американская симфония"
• The Fire Inside – "Обжигающе горячий"
• Wahzhazhe (A Song for My People) – "Убийцы цветочной луны"
• What Was I Made For? – "Барби"
Лучший монтаж
• "Анатомия падения"
• "Бедные-несчастные"
• "Оппенгеймер"
• "Оставленные"
• "Убийцы цветочной луны"
Лучшее художественное оформление
• "Барби"
• "Бедные-несчастные"
• "Наполеон"
• "Оппенгеймер"
• "Убийцы цветочной луны"
Лучший дизайн костюмов
• "Барби"
• "Бедные-несчастные"
• "Наполеон"
• "Оппенгеймер"
• "Убийцы цветочной луны"
Лучшие визуальные эффекты
• "Годзилла: Минус один"
• "Миссия невыполнима: Смертельная расплата"
• "Наполеон"
• "Создатель"
• "Стражи Галактики. Часть 3″
Лучший грим и причёски
• "Бедные-несчастные"
• "Голда. Судный день"
• "Маэстро"
• "Оппенгеймер"
• "Снежное братство"
Лучший звук
• "Зона интересов"
• "Маэстро"
• "Миссия невыполнима: Смертельная расплата"
• "Оппенгеймер"
• "Создатель"
Лучший документальный фильм
• "Боби Уайн: Народный президент"
• "Вечная память"
• "Дочери Ольфы"
• "Убить тигра"
• "20 дней в Мариуполе"
Лучший короткометражный анимационный фильм
• "Война закончена: Вдохновлено музыкой Джона и Йоко"
• "Девяносто пять чувств"
• "Наша униформа"
• "Пачидерме"
• "Письмо свинье"
Лучший короткометражный игровой фильм
• "Красный, белый и синий"
• "Непобедимый"
• "После"
• "Рыцарь удачи"
• "Чудесная история Генри Шугара"
Лучший короткометражный документальный фильм
• "Азбука запрещённых книг"
• "Бабушка и дедушка"
• "Остров между"
• "Парикмахер из Литтл-Рока"
• "Последняя мастерская"