Начнём с того, что исследование провели не сторонние подозрительные наблюдатели, а серьёзные эксперты из НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки. Изучили показатели 838 университетов, включая 404 государственных, 345 филиалов, 89 негосударственных. За рамками остались творческие и военные высшие учебные заведения. Проанализировав данные, эксперты пришли к выводу, что в 2021 году средний проходной балл для поступления на бюджет упал до 70,3. Кстати, в 2020-м планка была на уровне 70,8 балла.
– Средние показатели – это всегда, с одной стороны, средняя температура по больнице, с другой – прекрасный ориентир для аналитики и выводов, – объяснили Metro в пресс-службе НИУ ВШЭ. – Сама по себе фраза "средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет в 2021 году составил 70,3 пункта, что на 0,5 пункта ниже, чем в 2020 году" в лучшем случае не говорит ни о чём, в худшем – её можно прочитать как "качество приёма упало". Но это неверно. Потому что наряду со средним баллом ЕГЭ мы должны посмотреть изменения в масштабах приёма, изменения в показателях качества приёма на платные места и т. п. И если мы увидим, что число бюджетных мест увеличилось на 9%, а средний балл ЕГЭ упал всего лишь на 0,5 пункта, мы поймём, что ни о каком падении качества речи не идёт. Здесь уместнее сказать о повышении доступности бесплатного образования. А увеличение числа бюджетных мест не может не привести к снижению среднего балла.
По мнению Александра Безбородова, ректора РГГУ, причина снижения балла может быть и в повышении общих требований.
– Может быть, как вы понимаете, элемент случайности, а не закономерности. Но на мой взгляд, это произошло в первую очередь потому, что серьёзно требования возросли к сдающим единый государственный экзамен по всем дисциплинам. Это тенденция последних лет. Может быть, даже не требовательность, а уровень знаний через единый госэкзамен теперь необходим более высокий. Естественно, что не все абитуриенты могут быть к этому готовы.
Безбородов считает, что введение "удалёнки" лишь теоретически могло повлиять на средний балл, и добавил, что обязательно следует учитывать разную ситуацию внутри вузов.
– На некоторых направлениях один средний балл, на других – другой, – уточнил он. – То есть это всё-таки "средняя температура" и какие-то выводы далеко идущие, на мой взгляд, делать преждевременно. Например, допустим, снизился у нас в РГГУ средний балл ЕГЭ по информационной безопасности или другим направлениям, связанным с точными науками, не всегда характерными стопроцентно для гуманитаристики. А по остальным повысился или, во всяком случае, чуть-чуть качнулся, в пределах допустимых погрешностей в ту или иную сторону. Я не вижу здесь каких-то тенденций, на основании которых можно делать глубокомысленные выводы.
Теперь у школьников может закрасться крамольная мысль, что можно особо и не стараться, готовясь к ЕГЭ, не тянуться к знаниям. Но это неправда.
– Абитуриентам ни в коем случае не стоит расслабляться, – предупредили в пресс-службе НИУ ВШЭ. – Ведь падение среднего балла ЕГЭ на 0,5 пункта говорит только о том, что в 2021 году для поступления в вуз за три предмета ЕГЭ (как правило, для поступления в вуз нужно сдать именно три ЕГЭ) можно было в сумме набрать всего на 1–2 балла меньше, чем в 2020 году. Поэтому абитуриентам 2022 года можно пожелать только хорошо подготовиться к ЕГЭ и тщательно изучить правила приёма и статистику приёма прошлых лет в вузы, которые они для себя выбрали.