В 2020 году частный коллекционер принёс на экспертизу картину Архипа Куинджи "Морской берег в лунную ночь. Крым". Спустя несколько месяцев скрупулёзного анализа специалисты убедились: перед ними подлинная работа великого живописца, а исследование на рентгене подтвердило этот вывод.
Как же удивились эксперты, когда спустя три года другой коллекционер принёс на экспертизу точно такое же полотно, приобретённое, по его словам, на аукционе.
– Это очень необычный случай, когда на экспертизу попадают две абсолютно одинаковые картины, – подтверждает эксперт-искусствовед Екатерина Гордеева.
Перед сотрудниками центра стояла сложная задача: отличить подделку от оригинала. После тщательного исследования выяснилось, что на этот раз Куинджи – "липовый".
– При приближении и макросъёмке фактуры стало очевидно, что на подделке было всё очень равномерно – никаких переходов, переливов, все цвета выглядели "глухо", непонятно, что ближе, а что дальше – где валун, а где море, мазки и плотность красок значительно отличались от подлинника. Не было живого эффекта волны и самого главного – характерного для Куинджи эффекта свечения, – объяснила эксперт-искусствовед.
По словам Екатерины Гордеевой, при осмотре с применением инфракрасного света обнаружился лишний подготовительный рисунок – конечно, Куинджи так не делал. Эксперт также отметила, что пигмент красок и период старения не совпали с подлинником.
Основатель центра Виктор Шпенглер признался, что мошенникам становится всё сложнее подделывать полотна – технологии ушли далеко вперёд, а данные научно-исследовательской базы экспертов почти исчерпывающие. По словам Виктора, художественная экспертиза появилась не так давно, поэтому в поздние советские и перестроечные годы эксперты часто ошибались. Но сейчас такое происходит намного реже.
– Даже опытного эксперта можно ввести в заблуждение из-за первого впечатления в процессе анализа. Фальсификаторы пытаются найти слабое звено, например, обращаются к неопытным специалистам. Поэтому мы предпочитаем устраивать консилиумы по спорным вопросам. Над сложными случаями иногда работают 3–4 эксперта, – рассказывает Шпенглер.
В центре рассказали, что как раз картины Куинджи подделывают чаще остальных: в свободной продаже они встречаются редко и стоят очень дорого. Эксперты в шутку сравнивают свою профессию с работой следователя или врача.
– Мы радуемся, когда подтверждаем подлинность, и всегда расстраиваемся, когда вещи оказываются подделками. В каком-то смысле наша профессия похожа на врачебное дело, только в области изобразительного искусства. Каждое полотно или рисунок – это уникальный "пациент" со своей историей болезни, и мы переживаем за судьбу каждого произведения искусства, которое поступает к нам на экспертизу, – говорит Виктор Шпенглер.
А сейчас в Центре Репина решают другую головоломку: к экспертам попала безымянная картина неизвестного автора, и предстоит большая работа по её идентификации.