О чём спектакль
Пьеса, известная во всём мире и послужившая основой для самых разных постановок вплоть до балета (Королевский балет, Лондон). Но в России её почему-то ставят мало. Что удивительно, ведь все основные роли в спектакле отданы женщинам, а им, как известно, театральный мир обещает традиционно меньше интересных сценических возможностей, чем мужчинам. Сюжет таков: после смерти своего второго мужа Бернарда Альба налагает восьмилетний траур на всю семью в соответствии со своей семейной традицией. Своих пятерых дочерей в возрасте от 20 до 39 лет Бернарда постоянно контролирует, запрещая любые формы отношений с местными жителями. Долгий траурный период ещё больше изолирует их, и в семье нарастает напряжение. Старшая дочь, Ангустиас, которой досталась часть наследства умершего, получает шанс на свободу после того, как к ней сватается красавец Пепе. Но остальные дочери Бернарды тоже влюблены в него и совершенно не хотят отступать.
Впечатления
Прежде всего хочется сказать об актёрском составе. В спектакле заняты 10 актрис, и все вместе они создают единый ансамбль, словно музыканты в оркестре: все разные и яркие, но вместе получается идеальная и трагичная музыка об отчаянии, отсутствии надежд и о том, что задавить данную от природы возможность чувствовать нереально. Старшее поколение актрис – Татьяна Филатова (Бернарда Альба) и Людмила Корюшкина (Понсия) – убедительны и временами даже угрожающи, конечно, именно они ведут действие вперёд. Но им едва ли уступают Елена Маркелова (ей досталась роль несчастной Аделы), Нелли Шмелёва, Екатерина Богданова и Евгения Казарина. Эти актрисы – настоящие звёзды театра, каждая из которых даёт спектаклю свою особую краску – кто-то музыкальность и пластичность, кто-то страсть и азарт. Сама юная, не так давно пришедшая в театр Дарья Савичева тоже не теряется на общем фоне. Заслуживает внимание и сценография Ольги Хлебниковой. Опоясывающие сцену верёвки, всполохи света, то красного, то белого, звучащая в спектакле музыка – всё служит общему делу – созданию атмосферы замкнутого пространства и рвущихся на волю чувств.
"Фишка"
Главная особенность спектакля в том, что режиссёр Иван Рубцов попытался, и довольно успешно, вывести поэзию текста в плоскость пластики. Хореограф-постановщик спектакля Пётр Казьмирук создал уникальную хореографию, которая переплетается с драматическим действием и помогает персонажам спектакля "высказать" свои чувства через танец. И ещё: пространство сцены, надо сказать, своеобразное, в спектакле освоено от и до. Актрисы выходят за пределы сцены, то и дело оказываясь среди зрителей и даже немного взаимодействуя с ними. Именно эта возможность видеть актрис рядом с собой даёт зрителям ощущение, что они тоже оказываются втянутыми в эту историю. "Фу-у-у, как плитой придавило во время спектакля. Очень всем сочувствую, но как же хорошо, что я могу выйти и пойти дальше", – сказала одна из зрительниц, выходя на улицу.
Отзывы читателей:
"Как же хорошо спела Катя Богданова. Такая музыкальная и пластичная актриса!"
"Понравились совместные танцы. Очень страстно вышло".
"Приду с дочерью, нет, не приду. Пусть не видит, как можно поднимать бунт против родителей".