Никто не застрахован: как американец застрял в пещере
40-летний Марк Дикки из Нью-Йорка – не тот, кого можно назвать любителем полазить по пещерам на свой страх и риск. Американец является профессиональным спелеологом с 90-х годов и посвятил всю свою жизнь изучению подземных глубин и составлению карт карстовых пещер. Кроме того, Марк работает инструктором в Национальной комиссии по спасению в пещерах (NCRC).
Однако реальность сурова, и жизнь показывает, что даже такие профессионалы не застрахованы от жутких инцидентов на глубине. 2 сентября Марк Дикки начал спуск с командой в пещеру Морка, что находится в Турции, возле города Мерсин. Эта пещера – третья по глубине в стране. Её нижняя точка находится на глубине 1276 м. Пещера мало изучена, там много неизвестных ям, а перепады высоты в ней очень крутые. Температура под землёй едва достигает +4 градусов.
Сначала спуск шёл по плану. Но спустя пару дней Марк внезапно почувствовало себя хуже, и его вырвало кровью. Это повторилось несколько раз. Его невеста Джессика, которая также участвовала в спуске, в ужасе, на адреналине преодолела путь почти в километр к верху пещеры и бросилась за помощью.
Турецкие спасатели сработали моментально. Был разработан план из семи этапов с остановками в лагерях по подъёму американского спелеолога. Первая остановка была на высоте 1040 метров, где находится кемпинг “Надежда”.
– Уже 5 сентября мы спустили к палаткам медиков, – рассказал Metro Эмре Джан Гузель, директор Турецкой спелеологической федерации. – На месте было установлено, что у Марка Дикки серьёзное кровоизлияние в желудок. Врачи совершили чудо, они подручными средствами стабилизировали состояние Марка Дикки, но его нужно поднимать наверх.
Специалист разъясняет: Марк всё время был в сознании и после переливания крови он мог ходить сам, но подняться с глубины в километр без носилок он бы не смог. Турки собрали огромную спасательную команду, в которой было 150 человек. Большинство специалистов были из Турции, однако на помощь пришли профессионалы из Венгрии, Болгарии и Хорватии. В частности, именно хорваты помогали доставать на носилках Марка. Также были приглашены специалисты-взрывники, которые помогали расширять проходы в пещере для носилок.
Позже на “пресс-конференции”, которую проведут на выходе из пещеры, американец признается: он и не надеялся выжить. Вернее, даже не думал об этом, потому что его сознанию было совершенно не до этого.
"Сначала я думал: я не собираюсь умирать. Всё было нормально, – сказал Марк. – Но потом мне стало всё труднее оставаться в ясном сознании, и я понял, что не выживу. И знаете, я просто принял это. Ведь смерть это тоже нормально".
Как спасали американского спелеолога
Но умереть Марку всё-таки не дали.
"Это была одна из самых наших сложных спасательных операций, – признаётся Эмре Джан Гузель. – Мы делали записи в специальном дневнике. Они выглядят так: “9 сентября, 15:28. Подняли на высоту 920 метров”, “9 сентября, 22:58. Марк на высоте 780 метров. Надо дотянуть ещё 80 метров до лагеря “Крот”.
11 сентября до выхода из пещеры оставалось 100 метров. Для команды это был психологический барьер, который важно было преодолеть. А 12 сентября в 00:37 в дневнике была сделана последняя пометка: “Марка успешно извлекли из пещеры”. Уже в 01:50 вертолёт забрал спелеолога с кровотечением в больницу, сразу после пресс-конференции, на которой, надо сказать, Марк держался молодцом.
Вечером он выложил пост в соцсети, где поблагодарил огромную команду профессионалов за спасение. Сказал спасибо и невесте, которая не бросила его в беде, и врачам, которые рискуя жизнью спускались к Марку в кромешной темноте, и тем, кто чертил карту пещеры и рассчитывал, где можно устроить взрыв, чтобы создать узкий проход для носилок. Впрочем, и все члены команды, и сам Марк Дикки уверены: американцу все 9 дней операции помогало ещё и чудо.
Когда ещё люди застревали в пещерах – другие примеры
Камнепад в баварской "Громадине"
Эмре Джан Гузель объясняет, что при разработке плана спасательной операции в Турции специалисты опирались на опыт похожего инцидента 2014 года. Тогда в немецкой пещере “Громадина” (Ризендинг) оказался замурован заживо 52-летний спелеолог Иоганн Вестгаузер. Он спустился под землю 8 июня и через некоторое время попал под камнепад. Мужчина получил серьёзные травмы головы, поэтому подниматься наверх самостоятельно не мог. На помощь пришёл его коллега, который за 12 часов преодолел путь почти в километр по извилистым тоннелям пещеры, и так же, как Джессика, позвал на помощь.
В операции было задействовано около 200 специалистов. Для Вестгаузера создали специальную люльку, в которой его транспортировали по подземному лабиринту. Операция шла 20 дней и закончилась успешно.
Футбольная команда в пещере Тхамлуангнангнон
23 июня 2018 года в Таиланде футбольная команда из 12 подростков возрастом от 11 до 16 лет вместе с 25-летним тренером спустилась в пещеру Тхамлуангнангнон. Так ребята хотели отметить день рождения одного из игроков команды. Несмотря на то что по прогнозу значился дождь, команда спустилась в пещеру. Однако выбраться они уже не смогли: галерею, ведущую к выходу, затопило водой. Чтобы выбраться из пещеры, необходимо было проплыть по узкому затопленному тоннелю.
Спасатели не знали, как доставать детей. Когда их нашли на узком уступе, все они были сильно измождены. Тренер был истощён сильнее всех: он распределил еду между детьми, при этом оставив себе меньше всего запасов. Сначала рассматривали вариант, что дети просидят в пещере несколько месяцев, пока не закончится сезон дождей. Однако эту версию почти сразу отмели, так как в пещере быстро заканчивался кислород.
В течение следующей недели аквалангисты провели в пещеру трубы, по которым к детям поступал воздух. В то же время из тоннеля откачивали воду, однако это было бесполезно – дожди не прекращались, тоннель всё время затапливало.
Аквалангисты поставляли им медикаменты, воду и еду. К 8 июля, спустя 2 недели, специалисты нашли выход: из США привезли кислородные маски. В них дети могли бы с помощью аквалангистов проплыть затопленный тоннель, ведущий к выходу. Детей постепенно спасли в течение трёх дней. Последним из пещеры вышел тренер.
Спасение детей стало поистине чудесным. В прошлом году по мотивам этой истории вышел фильм “Тринадцать жизней”.
Трагедия в Натти-Патти
Не все спасательные операции в пещерах заканчиваются успешно. 24 ноября 2009 года 26-летний американец Джон Эдвард Джонс застрял в пещере Натти-Патти, где через 28 часов умер, застряв в проходе вверх ногами.
Джон очень хотел найти “Родовой канал” – так назывался узкий проход в пещере, в который отважится залезть не каждый спелеолог. Однако Джону хотелось рискнуть. Найдя ущелье, он стал пробираться по нему вперёд головой, но вскоре понял, что это было роковой ошибкой: он застрял. Выдохнув весь воздух из лёгких, он попытался продвинуться вперёд, чтобы выбраться с другой стороны, но он застрял ещё больше, оставшись висеть вверх ногами.
Брат Джона Джош подоспел к нему на помощь. Он пытался вытащить брата за икры, но лишь усугубил ситуацию – руки Джона прижало к груди. Ими он больше не мог себе помогать.
Спасатели, которые прибыли на место через 3 часа, пытались спасти его целые сутки. С Джоном разговаривали спелеологи-медики, время от времени кололи успокаивающие уколы в ногу – единственную часть тела, до которой могли дотянуться врачи. Джону принесли рацию, по которой он в последний раз поговорил с женой. “Я очень хочу выбраться отсюда”, – сказал супруге Джон.
Ужас ситуации заключался в том, что американец застрял вниз головой. В таком состоянии он мог пробыть лишь 8–10 часов.
Однако операция длилась очень медленно. Специалисты решили достать мужчину с помощью верёвок и карабинов, которые они закрепили на стенах пещеры. Тело Джона потихоньку начали тащить из ловушки, когда случилось непоправимое: карабин отлетел от стенки пещеры и угодил прямо в лицо спасателю, который тянул Джона. Спасатель потерял сознание, выпустил верёвку из рук – и Джон сорвался ещё глубже в тоннель, чем был до этого.
Больше он не отзывался на слова спасателей, хотя его дыхание ещё слышалось. Времени бы на вторую попытку спасения уже бы не хватило. Через 27 часов – именно столько цеплялся за жизнь Джон – у него остановилось сердце. Родственникам спелеолога сказали, что труп достать невозможно. Эту историю увековечили фильмом “Последний спуск”, а также табличкой c портретом мужчины, которую повесили возле Натти-Патти.
Джон Джонс навсегда остался замурован вверх ногами в пещере.