Историк и режиссёр Сергей Никитин-Римский написал пьесу, продумал маршрут и прописал реплики для каждого зрителя.
Были выбраны эпизоды биографии императора, связанные с водой. Не переживайте, плавать в пруду не придётся, хотя не факт. Спустившись к самой кромке пруда по болотистой почве, я чуть было не упала в воду.
Однажды подобный случай обернулся для 5-летнего Петра фобией воды. Почти десять лет будущий самодержец избегал водоёмов, пока в 14 лет князь Борис Голицын, занимавшийся его воспитанием, навсегда не избавил его от детского страха (он взял с собой юного Петра на охоту и вместе с ним на лошади преодолел водную преграду). С тех пор его заменила страсть к водной стихии.
Ведущий спектакля Павел Савельев произнёс вступление со сцены, чтобы ввести участников в курс дела. Избавившись от страха воды, первый император России построил на воде новую столицу (на болоте, но не будем этим уточнением бросать тень на град Петра) и задумал покорить далёкие и близкие моря. А для этого следовало создать флот, превосходящий по масштабам шведский.
Поэтому историодрама "Гидроцарь" как раз и повествует о строительстве российского флота, а также двух водных ансамблей – Лефортовского парка в Москве и Петергофа в Санкт- Петербурге. Рассказчиками выступают зрители. Каждому досталось несколько реплик исторических персонажей или историков. Всем выдали плееры и наушники, табличку с именем своего персонажа и его реплики, которые в нужный момент надо было прочитать в маленький микрофон.
Мне достался историк русского военно-морского флота, капитан I ранга Валерий Расторгуев. Поскольку этот спектакль посвящён российскому флоту, могу похвастаться, что мне выпала важная роль. И в нужный момент я на заросшей травой поляне под старыми деревьями парка сообщила всем, что "Воронеж – родина русского военно-морского флота" (Пётр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу реки Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов). И немного рассказала о его значении, несмотря на то, что мои коллеги уверяли собравшихся, что тогда огромные деньги из государственной казны были пущены на ветер (по волнам!).
Кстати, зритель, которому досталась роль военачальника Меншикова, лично ходил и собирал налог на строительство кораблей с присутствующих (давали что не жалко – часы, монетки, резинку для волос). Он вообще с казной не расставался и постоянно туда заглядывал, видимо, размышляя, как бы распорядиться бюджетом.
Кого только не было среди нас! Голландский доктор Николай Бидлоо, которому царь поручил устроить в Лефортове парк с прудами и фонтанами, генерал Степан Апраксин, историки Василий Ключевский и Николай Костомаров, писатель Борис Акунин и другие. Даже Александр Сергеевич Пушкин пару фраз произнёс (нельзя же было обделить ролью того, кто воспел главное творение Петра). Такой дружной и умной компанией мы наматывали километры по парку, соединяя факты и вымысел, стихи и научные труды, шутки и серьёзные мысли.
Пруды в московском парке стали Северным морем и Финским заливом, за железным забором мы смотрели в подзорную трубу (настоящую!) на Лондон и Амстердам. Мы перенеслись в Петербург и восхитились Петергофом, по очереди читая монологи об амбициозных идеях и заморских странствиях Петра. А по пути от пруда до пруда (их девять в Лефортовском парке) слушали песни про море – к спектаклю прилагается плей-лист.
По мере продвижения по тропинкам, даже самым отдалённым – от мечты к делу – возникало отчётливое чувство, что все идеи Петра – абсолютная утопия, соединившая благородство (с точки зрения самого царя) и безрассудство (с точки зрения остальных). А сам герой всё сильнее казался самым противоречивым правителем России.
Кто же он, деспот или просветитель? В спектакле есть другой ответ, который за два часа действия всё же удаётся найти.
Спектакль "Гидроцарь" - часть проекта музея Басманного района "Столица на Яузе. Прогулки за Кукуй". Ближайшие показы пройдут 9 и 18 июня.