Советы для всех и даже самозанятых, как не стать лошадью на работе, если она и любимая

Если мотивация снизилась – это сигнал, что где-то внутри работника завелась лошадь. Пока она не подросла, врач рекомендует действовать
Даже любимая работа может вызвать усталость.
Studio Romantic/Shutterstock

"Молодцы все, у кого вообще есть работа", – бодро заявил Геннадий Аверьянов, врач-психотерапевт, начиная беседу с Metro. А тема нас свела наболевшая. Как в том фильме, только вместо школы работа: работаешь, работаешь, а потом бац – и вторая смена... И снова дела, задачи и планы. "Я не лошадь", – кричит душа и ноет сердце. Но как не "скопытиться" – вот он вопрос.

"Скопытиться" – авторский термин от врача.

– Это означает профессиональное снижение мотивации к работе, – пояснил Аверьянов. – Человек не может восстановиться за выходные, чувствует себя вялым, а главное, – не видит смысла в своей деятельности. "Скопычивание" – то, что мы хотим предотвратить. В советской психиатрии ставили диагноз "неврастения", т. е. истощение нервной системы в условиях необходимости повышенной нормы обработки информации. Смысл неврастении в том, что в небольшом дефиците времени при повышенной мотивации человек пытается среагировать на многочисленные задачи: например, сотни звонков, встреч, обращения клиентов.

Автор поместил на обложку фразу, которая стучит копытцем в голове многих, но вот что с ней делать, не все знают.
Предоставлено издательством "Бомбора"

Врач сообщил и характерные признаки: быстрая утомляемость, раздражительность, слабость, нарушение сна, острая реакция на звуки и свет, истощённость. И она, в отличие от обычной усталости, не проходит, если человек отдохнёт. Если человек по-настоящему в неврастении, то ему не становится легче после субботы и воскресенья.

И как же "скопычивание" лечится?

– Неврастения хорошо лечится медикаментозно, – пояснил Аверьянов, – но до этого момента лучше не доводить. Но обычно люди тянут-тянут, пока не выгорят окончательно и не уволятся. Будут ходить-болеть-ныть, что они не справляются и им плохо, раздражаться дома на членов семьи.

А на самом деле у человека стресс.

– И если с медицинской точки зрения – это неврастения, то с физиологической – это хроностресс, – копнул глубже автор. – Дефицит времени и большое количество сигналов, на которые надо среагировать. Связано это с тем, что работа перестала иметь характер от звонка до звонка. Работа носит проектный характер. Никто уже не работает с 9 до 18. Уровень тревожности сравнялся как у топ-менеджера, так и у самозанятого. Человек держит хроностресс некоторое время, а потом начинает болеть.

В итоге, как заметил врач, одни и те же проблемы возникают и у менеджера среднего звена, и у руководителей:

  • сжатые сроки;
  • лавино-подобный поток разнородной информации, на которую надо реагировать;
  • выгорание на работе;
  • работа 24/7;
  • зависимость от гаджетов.

Вот он, главный вопрос россиянина всех времён: что делать?

– Здесь важно отметить, – уверенно продолжил врач, – что проблема неврастении больше относится к самому человеку. Он сам ответственен в конечном счёте за то, чтобы не работать в том темпе, в котором его гонят, и на той работе, где к нему плохо относятся. Общая концепция в лечении уровня неврастении – это снижение уровня мотивации (не быть слишком нацеленным на результат). Мы работаем и стараемся, но не в постоянном в режиме перманентного подвига.

Советы топ-менеджеру

Берегите сотрудников. Кажется, что незаменимых нет, но каждая смена людей – это новые проблемы. Нужно к человеку привыкнуть, ввести в курс дела, обучить. Хороший топ-менеджер не может не учитывать, что нельзя быть безжалостным к людям до крайности. Человеческий ресурс – это то, на чём всё работает.

– Не устраивайте эмоциональные выплески. Громадная трата психической энергии, – предупредил эксперт. – Для многих акты демонстративной агрессии – это их работа. Но это истощает самого начальника. Контролируйте своё эмоциональное состояние, не ругайтесь и не грубите.

Советы менеджерам

Самоорганизация работы – это самая принципиальная вещь. У вас должны быть чёткие временные рамки работы и отдыха.

– Налаживайте режим отдыха, – прозвучал совет от Аверьянова. – 1,5 дня отдыхайте полноценно на рабочей неделе: включите в расписание физическую активность и не думайте про работу, не взаимодействуйте с коллегами и не отвечайте в рабочих чатах, а также соблюдайте режим информационной тишины. Листая блоги в соцсетях, вы загружаете себя дополнительно. Во время рабочего дня делайте перерывы – каждый час-полтора на десять минут. Не берите в это время гаджеты в руки – болтайте с коллегами, пейте кофе, смотрите в окно, гуляйте.

Также врач отметил, что работу нужно формировать в блоки однотипных задач. Большая часть психической энергии уходит на переключение с одного на другое.

Когда вы разрываетесь между звонками, письмами и креативными задачами, вы и стачиваете свои подковы здорового человека. Геннадий Аверьянов, врач-психотерапевт

Советы начинающим специалистам

Не бойтесь менять команду, работу, сферу деятельности, и в целом экспериментировать. Наработайте багаж социального эмпирического опыта, чтобы понять, как работают социальные механизмы.

Советы самозанятым

Основная проблема – не лимитированная работа и отсутствие социума. Самозанятый всё время на работе. Соблюдайте график работы и выходите в люди, общайтесь. Поздно не работайте!