Алиса Теплякова в 8 лет сдала ЕГЭ и поступила на факультет психологии МГУ. В связи с этим Metro начинает цикл публикаций о повзрослевших вундеркиндах. Мы узнаём, какое у них было детство, как складывались отношения с родителями, и кем они стали, когда выросли.
СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО
– У меня всё было как у обычных ребят, – уверяет Славин Metro. – Азербайджан тогда был многонациональным государством, детей баловали. В свободное время играл в войнушку, прятки, футбол.
В основном Костей занималась мама Франгиз Мирзоевна – химик-технолог. Отец Владимир Леонидович служил замполитом, на ребёнка у него было меньше времени.
– В 2,5 года я знал буквы, умел читать, – отметил Славин. – Родители решили отвести в школу, когда мне было 5.
Костя перепрыгивал через классы, пока не стал опережать сверстников на 4 года.
– Никакой реактивности в сравнении с другими я в себе не ощущал, – продолжает Славин. – И одиноким не был. Меня окружали сверстники, я играл с ними во дворе. Но и в школе с одноклассниками, пусть они были старше, общался. Мы учились на одной скорости, поэтому ко мне относились спокойно.
Лишь несколько учителей не прониклись его “перешагиваниями” через классы, не желая помогать ему. Но такое отношение оказалось исключением.
– Мне легко давалось всё – единственное, я не был гуманитарием, – продолжает он. – Но с точными науками всё было хорошо.
Константин уверен – двигаться вперёд, опережая ровесников, ему помогали те идеалы, которые культивировались в СССР.
– Я был октябрёнком, пионером, комсомольцем – и в итоге коммунистом, – рассказывает он. – Нам говорили, что всё у нас – хорошо, и будет только лучше. Это помогало – отсутствовали скептицизм, неудовлетворённость. Поощрялось желание выделиться, оказаться впереди.
ПОЧЕМУ ВРАЧ
В семье Славиных врачей не было, мальчик стал первым, кто заинтересовался профессией, ещё до школы. А началось увлечение с книги "С головы до пят".
– Я был поражён лёгким и в то же время всеобъемлющим описанием человеческой анатомии, физиологии. Стал расспрашивать взрослых о работе органов.
Ближе к окончанию школы Костя стал ходить в клуб юного медика для старшеклассников – уже с прицелом на учёбу в мединституте.
– В то время в Баку было сложно попасть в мединститут, почти невозможно. Думаю, в моём раннем поступлении в мединститут большую роль сыграл Гейдар Алиев, тогда первый секретарь ЦК компартии Азербайджана. Никаких документальных подтверждений у меня нет, но в то время столь важные решения принимались с самого высочайшего благословения.
13-летний Костя Славин ушёл в мединститут из школы, окончив её с золотой медалью.
– Мне нравилось учиться в мединституте, всё давалось легко. Оставалось время на общественную деятельность – я был старостой группы, ещё в мединституте дорос до кандидата в члены партии.
– Недалеко от дома открылась Республиканская нейрохирургическая больница. Я тогда учился на 4-м курсе, мне было 16. Получил право работать в больнице медбратом в качестве студента-старшекурсника. Я стал работать с нейрохирургами, писать научные статьи. Так и затянуло.
ВЫБРАЛ США
В советское время у Славина было резко негативное отношение к США, где он сейчас живёт.
– В 1987-м меня пригласила на стажировку в Америку миротворческая организация. Делегацию из СССР возили по школам в США. Я побывал в беднейших районах, впечатления остались негативными.
Славин переехал в Москву, где проходил ординатуру и аспирантуру. В столице познакомился с будущей женой Екатериной.
– Америка – страна контрастов. В 87-м я увидел ту её сторону, которая была и остаётся непривлекательной. Нищета, малообразованность, безработица... В 91-м всё было иначе – я увидел трудолюбивых, образованных, высокооплачиваемых, обеспеченных американцев. Я понял, что в США можно жить в хороших условиях и я со своей профессией могу там преуспеть – и как нейрохирург, и как человек. Я пожил месяц среди нейрохирургов в Индиане, там были отличные условия для профразвития. Уехал домой, но через год вернулся – с женой и ребёнком. Был обратный билет, но мы остались в США. Через год родился второй ребёнок. 30 лет спустя думаю, что поступил правильно.
Два года исследовательской работы и 7-летняя стажировка-резидентура закончились успешно – в 2001-м Константин Славин начал работать независимым нейрохирургом в Чикаго, а в 40 лет получил должность пожизненного профессора на кафедре нейрохирургии Иллинойского университета.
– Работаю на той же кафедре и сейчас. Был первым, и пока единственным, русскоязычным президентом Американского общества стереотаксических и функциональных нейрохирургов, а с прошлого года стал вице-президентом Всемирного общества. До меня лишь несколько нейрохирургов удостоились этой чести.
– Лечу пациентов, страдающих из-за хронической боли, эпилепсии, болезни Паркинсона. Приходится оперировать пациентов со спинальными проблемами, опухолями головного мозга и так далее. Очень люблю узнавать об их судьбе. Например, когда вживляем стимулятор в глубину мозга и включаем его, исчезают тремор и другие симптомы болезни Паркинсона. Видеть после этого счастливых пациентов и их родственников – удовольствие.
НИ О ЧЁМ НЕ ЖАЛЕЕТ
52-летний Константин Славин считает, что его жизнь удалась.
– Считаю своё детство нормальным. Я был довольным, счастливым ребёнком. То, что родители отдали меня в школу раньше, стало подарком судьбы. Это не было сделано под влиянием их амбиций. Здорово, что они смогли вовремя увидеть, что у меня есть определённые способности, и направить их в нужное русло. Мне во многом помогло ускорение, что было в начале жизни, оно поспособствовало более раннему достижению личных и профессиональных целей. Я закончил обучение раньше многих, и это помогло успешно заниматься профессиональной деятельностью. В личной жизни это тоже стало подспорьем – я познакомился с женой благодаря разъездному характеру работы. Так что я благодарен судьбе.
В свободное время Славин много путешествует – это его хобби. В личной жизни тоже всё складывается как нельзя лучше.
– У меня замечательная жена, которая смеясь терпит мужа много лет. Лучшего партнёра нельзя себе пожелать. У нас отличные дети – Михаил и Светлана. Они росли совершенно нормальными, умными, вполне одарёнными во всех отношениях. Их воспитанием больше занималась жена, поскольку я учился и работал в США нейрохирургом – у меня на это было не так много времени. Мы с женой решили не отдавать детей в школу раньше положенного срока, потому что сочли – если они этого захотят, то дадут знать. Сын учился всего лишь на год раньше, чем остальные, и сейчас работает ведущим инженером в Facebook в Сан-Франциско, у него всё замечательно. Дочь пошла в школу в обычные сроки, на данный момент работает в неправительственной организации под Вашингтоном с представительством во многих странах – она глобально занимается кадровыми вопросами. Внуков пока нет, но надеюсь, что будут, и мы станем ещё счастливее.
ФАКТЫ/ЦИФРЫ
7 лет – учился уже в 5-м классе.
13 лет – поступил в бакинский мединститут.
16 лет – стал медбратом в Республиканской нейрохирургической больнице Баку.
19 лет – провёл первую самостоятельную нейрохирургическую операцию в Москве.
40 лет – стал профессором кафедры нейрохирургии в Чикаго.
250 научных публикаций.
4 книги.