На выставке представлено 300 игрушечных автомобилей: от оранжевого "москвича" и голубой "Нивы" до жёлтого самолёта "Ракета" и внедорожника "Муравей". Не успев снять шапки и куртки, дети с воплями восторга бегут к разноцветным машинкам. Одни седлают легковые педальные машинки и тракторы с прицепом, а другие осторожно катаются на мини-трассе. А мамы, папы, бабушки и дедушки с ностальгическим блеском в глазах смотрят на советские мини-модели из прошлого.
Советскому ГАЗу исполнилось 88 лет
Изюминкой на выставке является модель "ГАЗ", которую начали выпускать в 1934 году не на игрушечном предприятии, а на Автозаводе имени В. М. Молотова. Детской машинке в этом году исполнилось 88 лет – это самый старый экспонат на выставке. Зелёный автомобиль за долгие годы покрылся слоем ржавчины, а на фарах уже давно нет стёкол. Однако в довоенное время эта модель пользовалась бешеной популярностью.
– В 1930 годы американская автомобилестроительная компания Ford подписала соглашение с ВСНХ СССР на создание аналогичных марок машин в Советской России – Ford Model A и Ford Model AA. Уже в следующем году в автозаводе вручную, а не конвейерно начали выпускать детские педальные машинки. За один год выпустили около 1000 экземпляров. Детские игровые автомобили были созданы из металла, который использовали при создании настоящих машины. Получить такую машину могли только дети из партийной элиты. Машинки также распределялись в детские дома, санатории и парки отдыха, – рассказывает экскурсовод Марина Балуца. – На этих машинках в сентябре 1934 года был совершён автопробег из Москвы в Ногинск, который организовали журнал "Мурзилка" и Трёхгорная мануфактура. Четыре дня дети в сопровождении взрослых добирались в подмосковный город. Участники автопробега проехали около 110 километров.
"Москвич" прозвали циклопом
Я подхожу к стильному оранжевому "москвичу". У него алюминиевые молдинги на капоте, шильдик – логотип производителя, установленный на решётку радиатора, от настоящего "москвича" и клаксон. Детский металлический автомобиль начали производить в 1955 году на Автозаводе имени Ленинского Комсомола.
– Первый "москвич" отличался от остальных игровых машинок богатым дизайном. Его прототипом стали итальянская педальная машина фирмы Giordani и американские машины Studebaker Corporation. У последнего наши конструкторы взяли носовую часть, которая напоминает форму ракеты, – поясняет Марина Балуца. – В советское время машинку прозвали циклопом из-за железной вставки посередине, которая напоминает третий глаз. Характерной чертой "москвичей" является госзнак и год выпуска, которые можно найти на багажнике. "Циклопа" транспортировали большими партиями даже на Запад. В СССР автомобиль стоил 25 рублей. Это треть зарплаты среднестатистического советского гражданина.
Полёт на игрушечном самолете
В СССР эра освоения космоса началась в 1950 году. Первые педальные самолёты начали производить в этом же году на металлургическом предприятии "Запорожсталь". Зелёный игрушечный самолёт с двумя маленькими крыльями сделан из высококачественной стали и весит целых 18 килограммов!
– Первый самолёт был на цепи, а не на педалях. Дети разгонялись и, видимо, получали травмы при падении, поэтому следующая серия машинок была педальной, – говорит Марина Балуца. – Вообще, наши самолёты отличались от импортных ярким дизайном. Коммунистическая символика – красные звёзды и советский флаг на бортике машинки, а также алюминиевые вставки и яркие цвета привлекали внимание. Конечно, дети были в восторге от самолётов, так как у многих ребят в то время была мечта стать космонавтом или лётчиком. Стоили они на тот момент 20 рублей.