Сотрудник РЖД рассказал, как собрал коллекцию уникальных подстаканников

В основу экспозиции выставки подстаканников в Центральном доме культуры железнодорожников легла часть коллекции заместителя начальника департамента социального развития ОАО "РЖД" Андрея Гаревских. Metro съездило к нему и узнало, как он увлёкся коллекционированием
Сотрудник РЖД рассказал, как собрал коллекцию уникальных подстаканников
Елена Купцова
Подстаканник имеет нестандартную форму: он выполнен мастерами из Златоуста в виде паровоза.

Подстаканники очаровали Андрея Гаревских разнообразием красок, техник изготовления, материалов, из которых их создают, и количеством заводов-изготовителей. Для коллекционера важно не только собирать подстаканники, но и давать им вторую жизнь.

– Подстаканники я начал коллекционировать не сразу, – рассказывает Metro Андрей. – Несколько десятков разных видов валялись в гараже, на даче и дома. И вот в один из дней мне подарили подстаканник в современном исполнении с надписью "Почётному железнодорожнику". Тогда и захотелось собрать вместе подстаканники, которые у меня уже были. Спустя несколько недель, когда выставил их в ряд на полке, понял: свою скромную коллекцию хочу приумножить. Начались будни начинающего коллекционера: стал изучать производителей, мониторить цены, анализировать сайты, где их продают, посещать блошиные рынки и участвовать в аукционах.

Подстаканники – это предметы уходящей культуры, превратившиеся в предметы коллекционирования. Пить горячие напитки из стакана с подстаканником – это отдельное наслаждение!
Андрей Гаревских, коллекционер

Сначала для коллекционера в приоритете были подстаканники железнодорожной тематики, но покупал он и из других серий. Большая часть коллекции – недорогие экземпляры из недрагоценных металлов. Выпускались большими партиями и были сделаны из латуни, алюминия, мельхиора и нержавеющей стали.

Некоторые эспонаты из коллекции Андрея Гаревских.
Елена Купцова
Некоторые эспонаты из коллекции Андрея Гаревских.

– В России и странах СНГ подстаканники неотъемлемо связаны с романтикой поездов. Путешественники предпочитают чай именно из стаканов в подстаканниках, – говорит Андрей. – Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия в поезде, ответ будет прост: кипяток у проводника, чай в стакане с подстаканником и кусочки сахара в красивой упаковке.

Как рассказывает коллекционер, первые подстаканники появились в XIX веке и быстро стали символом успеха и благополучия. Создавали их известные ювелиры: Хлебников, Овчинников, Грачёв и даже Карл Фаберже. Изначально они изготавливались на заказ из серебра, а иногда украшались полудрагоценными камнями и золотом. Каждый подстаканник был уникальным, часто на нём гравировали монограммы, гербы или дарственные надписи, что делало его не только функциональным предметом, но и произведением искусства. Подстаканники дарили как ценные подарки близким друзьям или уважаемым людям. Со временем их производство стало массовым и доступным более широкому кругу людей.

– Спустя 3 года направление моего увлечения изменилось – и покорили меня подстаканники "ЛЮМ" Ленинградской фабрики. Их отличие в эмалевом рисунке на тулове и разнообразии раскраски рисунков. Есть такие редкие, что несмотря на то, что коллекционирую их уже несколько лет, многие видел только на картинках, – делится Андрей Гаревских. – Сейчас моя коллекция расширилась, включив в себя подстаканники из разных материалов и эпох. Также меня увлекает изучение истории каждого экземпляра. Некоторые доходят до наших дней в плохом состоянии, и я занимаюсь их восстановлением. Это мой способ сохранить историю.

Самые знаковые подстаканники из коллекции Андрея:

Подстаканник "Почётному железнодорожнику"

С этого подстаканника началось коллекционирование.
Елена Купцова
С этого подстаканника началось коллекционирование.

Этот подстаканник стал отправной точкой для коллекции. Он был подарен в современном исполнении, но именно он вдохновил на создание коллекции. Подстаканники железнодорожной тематики всегда были в приоритете, так как они неразрывно связаны с профессией коллекционера. Железнодорожник – это не просто профессия или работа, это состояние души, образ жизни. Железные дороги имеют длинную историю и традиции.

Подстаканник фирмы "Братья Бух" (Gebr Buch Warchau), 1870 год, Польша, Варшава

Один из самых старых в коллекции.
Елена Купцова
Один из самых старых в коллекции.

Этот подстаканник — один из самых любимых в коллекции. Он был изготовлен в 1870 году и требует особого стакана, диаметр которого составляет 78 мм, что больше, чем у современных подстаканников. Поиск подходящего стакана занял полгода, но результат того стоил. Этот подстаканник — не просто предмет коллекции, каждый день дома Андрей пьёт из него чай, и это делает его живым напоминанием о прошлом.

Подстаканник "ЛЮМ" с редким рисунком "Пингвины на кофейном фоне"

Об этом подстаканнике Андрей мечтал годами, прошёл большой путь, чтобы он оказался в коллекции.
Елена Купцова
Об этом подстаканнике Андрей мечтал годами, прошёл большой путь, чтобы он оказался в коллекции.

Этот подстаканник — мечта коллекционера. За три года поисков его удалось найти только в коллекции другого коллекционера. После долгих переговоров и обмена на другой редкий подстаканник он наконец-то попал в коллекцию. Это один из 330 подстаканников "ЛЮМ", но именно он стал самым желанным. Его редкий рисунок и история обмена делают его особенным.

Подстаканник с атрибутикой СВПС (Управление спальных вагонов прямого сообщения)

Подстаканник посвящён истории железнодорожных спальных вагонов, которые использовались в России с конца XIX века.
Елена Купцова
Подстаканник посвящён истории железнодорожных спальных вагонов, которые использовались в России с конца XIX века.

Этот подстаканник посвящён истории железнодорожных спальных вагонов, которые использовались в России с конца XIX века. Производитель подстаканника неизвестен, но он, вероятно, был выпущен в послевоенные годы (1948–1954). Подстаканник с атрибутикой СВПС — это не просто предмет коллекции, это часть истории железнодорожного транспорта, который использовался для комфортных путешествий на дальние расстояния.

Подстаканник в честь 40-летия Октябрьской революции, 1957 год

Брак сделал этот подстаканник уникальным.
Елена Купцова
Брак сделал этот подстаканник уникальным.

Этот подстаканник уникален своим браком при производстве. Картуш на нём имеет зеркальный оттиск, что делает его редким экземпляром. Несмотря на то что коллекционеры подстаканников обычно не собирают изделия с браком, этот подстаканник стал ценным дополнением коллекции. Он напоминает о важных исторических событиях и о том, как даже ошибки в производстве могут создать уникальные предметы.

Подстаканник с изображением паровоза – символ железнодорожной романтики

Этот подстаканник-паровоз – один из самых любимых в коллекции Андрея.
Елена Купцова
Этот подстаканник-паровоз – один из самых любимых в коллекции Андрея.

Подстаканники с изображением паровоза — настоящие символы железнодорожной романтики и истории. Первый паровоз, появившийся ещё в Российской империи, стал олицетворением эпохи, когда железные дороги только начинали своё развитие. Эти подстаканники самые популярные среди коллекционеров, особенно тех, кто увлекается железнодорожной тематикой. Их выпускали в честь значимых событий в истории железных дорог, например, в честь открытия новых магистралей, юбилейных дат. Изготавливались они часто с большой детализацией, это подчёркивало их мощь и значимость. Использовались недрагоценные металлы, такие как латунь, сталь или мельхиор, изделия украшались гравировками или рельефными изображениями паровозов, рельсов, вагонов или пейзажей, что добавляло им художественной ценности. Этот подстаканник имеет нестандартную форму, он выполнен мастерами из Златоуста в виде паровоза. Андрею он особенно дорог, поскольку его подарил очень уважаемый человек, чьё имя коллекционер не раскрывает.

Такой подстаканник может растопить сердце каждого.
Елена Купцова
Такой подстаканник может растопить сердце каждого.