"Дом, в котором мы жили" – это дипломная работа, которую Андрей Кречетов снял, отучившись в мастерской Александра Сокурова в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.
В центре сюжета юный житель Тамбова Ваня, который поступает в институт и ради этого готовится покинуть родной город. Но у него умирает бабушка, а дедушка буквально отказывается жить дальше – лежит, не вставая с кровати. Ване впервые предстоит сделать взрослый выбор – уехать, чтобы исполнить свою мечту, или остаться и помочь родному человеку вернуться к жизни.
Сценарий фильма только отчасти автобиографичен. Никакой драматической истории с бабушкой и дедушкой на самом деле не было, но режиссёр тоже родился в Тамбове, из которого после школы уехал учиться.
– Я хотел снять историю о взрослении, безграничной любви и о сохранении корней, – говорит режиссёр. – Грустно видеть, как люди оставляют свои родные места. Я тоже уехал из Тамбова, но стараюсь как можно чаще бывать дома.
Съёмки проходили в родном городе Андрея, а главные роли исполнили местные жители.
– Для этого фильма я специально не хотел работать с профессиональными актёрами, – объясняет режиссёр. – Ваню сыграл двоюродный брат моей одноклассницы Иван Ерохин, который на момент съёмок на самом деле поступал в вуз и сейчас уже год как учится в академии имени Сеченова. А дедушка в фильме – это дедушка моей хорошей подруги Виктор Мартынов, он родом из Тамбовской области, сейчас живёт в Петербурге.
Одним из первых, кто поздравил Кречетова с серьёзной профессиональной наградой, был его учитель.
– Александр Николаевич был в Ереване на ретроспективе своих фильмов, – рассказывает Андрей. – Я ему написал новости, и он ответил, что это триумф.
До того, как стать учеником знаменитого режиссёра, Кречетов успел окончить РГУ нефти и газа, понять, что кино ему ближе, чем геофизика, недолго поучиться в Московской школе кино и во ВГИКе.
– Мне было очень важно найти своего мастера, – говорит он. – И, конечно, это невероятная удача, что я смог попасть к Александру Николаевичу. Он первый раз набирал мастерскую в Санкт-Петербурге. Я полгода к нему поступал, надо было пройти 4 этапа. В итоге из 350 претендентов отобрали всего 19 человек.
На вопрос об особенностях методики Сокурова, ученики которого уже громко заявили о себе на мировых фестивалях (Кантемир Балагов, "Теснота"; Кира Коваленко, "Разжимая кулаки"), Кречетов отметил индивидуальный подход мастера:
– Александр Николаевич воспитывал в нас в первую очередь не кинорежиссёров, а людей, которые могут чувствовать и воплощать свои переживания в творчестве. Во многих учебных заведениях на тебя давят – говорят, ты пока никто, сначала поучись. Он же постоянно нам повторял: "Будьте свободны и верьте в себя!" И это даёт возможность расправить крылья. В его мастерской я впервые в жизни почувствовал, что я как человек важен и интересен.
В числе других ценных советов мастера Андрей Кречетов назвал "молчание в соцсетях".
– Я несколько лет следовал этому совету, – признаётся молодой режиссёр. – Действительно помогает не распыляться, прислушаться к себе.
В дальнейших планах Кречетова – дебютный полный метр.
– Во время учёбы Александр Николаевич спросил, что я хотел бы снять, если бы не было никаких ограничений по бюджету, – рассказывает Андрей. – И я ответил – мюзикл. Сейчас пишу сценарий музыкальной сказки. Действие будет происходить в наше время в Санкт-Петербурге в канун Нового года.