Новодевичий монастырь – одна из богатейших православных обителей, тесно связанная с русским царским домом и боярскими родами. В залах Исторического музея собрана лишь небольшая часть накопленных монастырём за полтысячи лет сокровищ, но даже она производит очень сильное впечатление. Напрестольные евангелия и иконы в драгоценных окладах с огромными изумрудами и алмазами, многотысячные россыпи речного жемчуга на вышивке, украшенная гравировкой, чеканкой, чернью и эмалью утварь. Всего в ризнице монастыря было собрано более 2 тысяч неповторимых предметов декоративно-прикладного искусства. Над созданием этих сокровищ трудились иконописцы и ювелиры Золотой и Серебряной палат Московского Кремля, вышивальщицы кремлёвской и монастырских мастерских.
Словарь художников и мастеров, трудившихся в монастыре в XVI – XVII веках, сохранил имена 242 зодчих, живописцев и резчиков, приложивших свой труд к созданию всей этой роскоши. Так, иконописные работы в этот период возглавляли руководитель иконописной дружины Оружейной палаты Фёдор Зубов и живописец Посольского приказа Карп Иванов Золотарёв.
Но гораздо больше было тех, чьи имена не сохранились, но усилиями которых столетиями приумножались монастырские сокровища – это монахини "живописки", обладавшие художественным талантом и трудившиеся в монастырских мастерских. С появлением в XIX веке фотографии удалось увидеть лица этих женщин: на выставке есть их групповое фото и даже портрет одной из монастырских художниц, Елизаветы Герасимовой. А в конце XIX и начале ХХ века работы "живописок" из Новодевичьего монастыря даже показывали на выставках в Чикаго и Париже.
Основанный в ознаменование взятия Смоленска в 1514 году, монастырь за свою долгую историю пережил полное сожжение войсками крымского хана Девлет Гирея, разорение казачьим атаманом Заруцким, несколько крупных пожаров, минирование наполеоновскими войсками, набеги большевистских активистов и бомбёжки немецкой авиации. Перед всем этим обитель удивительным образом устояла вместе со своими сокровищами. О некоторых драматичных моментах на выставке рассказывают оцифрованные документы.
"Я с двумя монахинями бросилась по келиям и увидела, что под собором было пороху патронного шесть ящиков и шесть бочонков раскупореных, на оные положены были зажжённые фитили, которые мы отбросили, залили водой и также в тот порох налили воды, а также и в церквах, и в келиях, и в подвалах загоралось, однако всё оное нами вскорости было потушено", – так одна из инокинь описывает, как удалось спасти монастырь от минирования Наполеоном, который лично приезжал с этой целью в обитель.
"Наступил октябрь 17 года. Не окончилось ещё московское восстание, когда 28 октября в монастырь пришла партия вооружённых людей, – гласит одна из записей монастырских послушниц. – Все они были с винтовками в руках, с которыми не умели обращаться, держали себя грубо и вызывающе и требовали, чтобы им показали монастырские запасы. А когда им сказали, что никаких запасов уже не существует, то они сами стали всё обыскивать. Ругались, кричали, но, ничего не добившись, уехали обратно. Это Смоленская Божия матерь спасла: от французов она спасла, вот и от большевиков".
Конечно, помогло не только вмешательство высших сил: в 1922 году в монастыре открыли музей и усилили вооружённую охрану.
Построенный возле ведущей на Запад Смоленской дороги, монастырь фактически стал участником ключевых событий 500 лет российской истории. Здесь был похоронен первенец Ивана Грозного и наречён царём Борис Годунов, здесь заточили боярыню Морозову, царевну Софью Алексеевну и супругу Петра I Евдокию Лопухину, под стенами монастыря сражались с польско-литовскими войсками и казнили мятежных стрельцов. Стены обители помнят политические заговоры и семейные драмы, придворные интриги и народные волнения.
"Царевна Софья жила в монастыре в небольшой келейке, – записано со слов инокинь. – Никуда её не выпускали, но иногда помогали ей верные люди и она украдкой подземным ходом, который проходил под Москвой-рекой, уходила на Потылиху. На Потылихе тогда ещё никто не жил, кроме одного колдуна-мельника, к которому она и ходила гадать. Был ли, нет ли этот подземный ход, никто не знает, – а уж наверное был ход в Кремль, теперь он засыпался и ходить им нельзя. Вход в него из алтаря Смоленского собора: там и сейчас есть дверь, от которой ведут вниз три ступеньки, а дальше дверь и стена, так что пройти нельзя – эта дверь и вела в кремлёвский подземный ход".
Как рассказал директор Исторического музея Алексей Левыкин, сотрудничество музея и Новодевичьего монастыря вышло сегодня на новый уровень: сейчас идёт строительство экспозиционно-выставочного центра, где будут показывать уникальные коллекции ГИМа, отражающие историю русского православия. И, таким образом, новый музей станет своеобразным предисловием к знакомству с ансамблем монастыря.