Сокровища Новодевичьего монастыря создавали и монахини-художницы

В Государственном историческом музее отмечают 500-летие знаменитой обители выставкой "Новодевичий монастырь. Вехи истории"
Сокровища Новодевичьего монастыря создавали и монахини-художницы
Пресс-служба ГИМ
Чаша царевны Софьи Алексеевны из её кельи в Новодевичьем монастыре. 1687 год.

Новодевичий монастырь – одна из богатейших православных обителей, тесно связанная с русским царским домом и боярскими родами. В залах Исторического музея собрана лишь небольшая часть накопленных монастырём за полтысячи лет сокровищ, но даже она производит очень сильное впечатление. Напрестольные евангелия и иконы в драгоценных окладах с огромными изумрудами и алмазами, многотысячные россыпи речного жемчуга на вышивке, украшенная гравировкой, чеканкой, чернью и эмалью утварь. Всего в ризнице монастыря было собрано более 2 тысяч неповторимых предметов декоративно-прикладного искусства. Над созданием этих сокровищ трудились иконописцы и ювелиры Золотой и Серебряной палат Московского Кремля, вышивальщицы кремлёвской и монастырских мастерских. 

Словарь художников и мастеров, трудившихся в монастыре в XVI – XVII веках, сохранил имена 242 зодчих, живописцев и резчиков, приложивших свой труд к созданию всей этой роскоши. Так, иконописные работы в этот период возглавляли руководитель иконописной дружины Оружейной палаты Фёдор Зубов и живописец Посольского приказа Карп Иванов Золотарёв. 

Рожков Сергий, Ушаков Симон. Икона. Богоматерь "Живоносный источник". Москва. 1670 г. Золото, жемчуг, алмазы, изумруды. Вклад Богдана Матвеевича Хитрово.
Пресс-служба ГИМ.
Рожков Сергий, Ушаков Симон. Икона. Богоматерь "Живоносный источник". Москва. 1670 г. Золото, жемчуг, алмазы, изумруды. Вклад Богдана Матвеевича Хитрово.

Но гораздо больше было тех, чьи имена не сохранились, но усилиями которых столетиями приумножались монастырские сокровища – это монахини "живописки", обладавшие художественным талантом и трудившиеся в монастырских мастерских. С появлением в XIX веке фотографии удалось увидеть лица этих женщин: на выставке есть их групповое фото и даже портрет одной из монастырских художниц, Елизаветы Герасимовой. А в конце XIX и начале ХХ века работы "живописок" из Новодевичьего монастыря даже показывали на выставках в Чикаго и Париже.

Художницы и мастерицы монастыря.
Наталья Бабахина
Художницы и мастерицы монастыря.

Основанный в ознаменование взятия Смоленска в 1514 году, монастырь за свою долгую историю пережил полное сожжение войсками крымского хана Девлет Гирея, разорение казачьим атаманом Заруцким, несколько крупных пожаров, минирование наполеоновскими войсками, набеги большевистских активистов и бомбёжки немецкой авиации. Перед всем этим обитель удивительным образом устояла вместе со своими сокровищами. О некоторых драматичных моментах на выставке рассказывают оцифрованные документы.

"Я с двумя монахинями бросилась по келиям и увидела, что под собором было пороху патронного шесть ящиков и шесть бочонков раскупореных, на оные положены были зажжённые фитили, которые мы отбросили, залили водой и также в тот порох налили воды, а также и в церквах, и в келиях, и в подвалах загоралось, однако всё оное нами вскорости было потушено", – так одна из инокинь описывает, как удалось спасти монастырь от минирования Наполеоном, который лично приезжал с этой целью в обитель.

Фрагмент описания монахинями визита Наполеона в Новодевичий монастырь.
Наталья Бабахина
Фрагмент описания монахинями визита Наполеона в Новодевичий монастырь.

"Наступил октябрь 17 года. Не окончилось ещё московское восстание, когда 28 октября в монастырь пришла партия вооружённых людей, – гласит одна из записей монастырских послушниц. – Все они были с винтовками в руках, с которыми не умели обращаться, держали себя грубо и вызывающе и требовали, чтобы им показали монастырские запасы. А когда им сказали, что никаких запасов уже не существует, то они сами стали всё обыскивать. Ругались, кричали, но, ничего не добившись, уехали обратно. Это Смоленская Божия матерь спасла: от французов она спасла, вот и от большевиков".

Конечно, помогло не только вмешательство высших сил: в 1922 году в монастыре открыли музей и усилили вооружённую охрану. 

ЦИТАТА
В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли, на его территории организовали музей, ставший в 1934 году филиалом Государственного исторического музея. Именно статус музея помог сохранить многие святыни монастыря и сам шедевр православного зодчества. В 2010 году монастырь был передан Русской Православной церкви, но связь Исторического музея и древней обители не прервалась.
— Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея

Построенный возле ведущей на Запад Смоленской дороги, монастырь фактически стал участником ключевых событий 500 лет российской истории. Здесь был похоронен первенец Ивана Грозного и наречён царём Борис Годунов, здесь заточили боярыню Морозову, царевну Софью Алексеевну и супругу Петра I Евдокию Лопухину, под стенами монастыря сражались с польско-литовскими войсками и казнили мятежных стрельцов. Стены обители помнят политические заговоры и семейные драмы, придворные интриги и народные волнения. 

Икона Богоматерь "Неувядаемый цвет". Москва. Начало XVIII в. Принадлежала царице Евдокии Фёдоровне Лопухиной.
Пресс-служба ГИМ
Икона Богоматерь "Неувядаемый цвет". Москва. Начало XVIII в. Принадлежала царице Евдокии Фёдоровне Лопухиной.

"Царевна Софья жила в монастыре в небольшой келейке, – записано со слов инокинь. – Никуда её не выпускали, но иногда помогали ей верные люди и она украдкой подземным ходом, который проходил под Москвой-рекой, уходила на Потылиху. На Потылихе тогда ещё никто не жил, кроме одного колдуна-мельника, к которому она и ходила гадать. Был ли, нет ли этот подземный ход, никто не знает, – а уж наверное был ход в Кремль, теперь он засыпался и ходить им нельзя. Вход в него из алтаря Смоленского собора: там и сейчас есть дверь, от которой ведут вниз три ступеньки, а дальше дверь и стена, так что пройти нельзя – эта дверь и вела в кремлёвский подземный ход". 

Цифра
2 тыс.
произведений декоративно-прикладного искусства было собрано в ризнице Новодевичьего монастыря

Как рассказал директор Исторического музея Алексей Левыкин, сотрудничество музея и Новодевичьего монастыря вышло сегодня на новый уровень: сейчас идёт строительство экспозиционно-выставочного центра, где будут показывать уникальные коллекции ГИМа, отражающие историю русского православия. И, таким образом, новый музей станет своеобразным предисловием к знакомству с ансамблем монастыря.