В фильме "Реплика" Софья Лебедева играет Веру, жену Давида (Владислав Ценёв), который вместе с братом Антоном (Никита Ефремов) разработал уникальную технологию, способную копировать создание человека и делать его бессмертным в неком цифровом пространстве. Вера становится первым подопытным, но при формировании её реплики Антон умудряется убедить цифровую копию Веры в том, что именно он её муж.
Чем вас зацепил сценарий фильма "Реплика"?
– Жанр научной фантастики очень сложный, и сценарий был сложным. Тот случай, когда не понимаешь, как это в итоге всё будет выглядеть, но интересно. Было здесь что-то от Рэя Брэдбери, которого я очень люблю. Моя героиня должна была получить свою реплику, дубликат своего сознания в некоем мире, созданном для этой копии. Мне кажется, этот сюжет даёт надежду, заставляет размышлять: а что нам делать, когда человек уходит, как с ним продолжать общаться?
Каково ваше личное отношение к подобной технологии цифрового бессмертия?
– Я бы хотела, чтобы копия сознания Софьи Лебедевой была в мире после моего ухода.
Для чего это вам?
– Чтобы мои дети (у актрисы пока нет детей. – Прим. ред.) не грустили бы сильно, когда меня не станет. Других целей нет.
Ваша героиня в фильме занялась проблемой "вечной жизни человеческого сознания", потеряв отца. В вашей жизни были тяжёлые потери?
– Да, я потеряла близкого человека и понимаю стремление Веры, которая хочет сделать что-то такое, чтобы победить смерть.
Вы относились к своей роли как к двум разным героиням? Как шла работа над персонажами?
– Для меня это действительно было две разные роли. Реплика для меня как для актрисы была гораздо интереснее, потому что мы наблюдаем здесь формирование сознания. Это всё и ничто одновременно. Тут есть что-то про богиню, про внутреннюю свободу, что-то первобытное, про душу. Реплика интересна тем, что она загружается как сознание на 30 процентов, там ещё нет никаких знаний о себе. Это чистая душа, которой только предстоит вспомнить всё самое главное о себе. Вообще, эта идея с созданием копии сознания заставила много думать, а что есть я. Что составляет меня как личность? Например, я знаю, что люблю это и вот это. Но часть ли это меня или это то, что мне навязали в детстве или убедили позже, заставив полюбить? Момент формирования сознания и что на самом деле есть мы – вот это самое интересное. Мы как какой-то чистый кристалл, а дальше уже надстройки социума, родительских установок, каких-то запретов.
В фильме реплика формировалась на основе главных воспоминаний героини. Если вам предложить вспомнить что-то яркое про кино, про вашу карьеру, почему вы это полюбили, что первое приходит на ум?
– Как не парадоксально, но почему-то вспомнилось, как в 4 года мама повела меня на кружки лепки и рисования. Мы просто творили красоту вместе с мамой. Мне кажется, именно с того времени меня увлекло творчество, и в итоге всё свелось к актёрству. Мама отвела меня и в пластический театр, потом в драматический. Потом уже была Школа-студия МХАТ.
Недавно вышел фильм "Пираты галактики Барракуда". Здесь тоже жанр фантастика, и у вас достаточно необычная роль космического злодея, захватившего тело человека.
– Роль в этом фильме – это настоящее хулиганство. И это было весело и забавно. Нашим змеелюдям делали специальные линзы для глаз, чтобы взгляд был инопланетный. Были у нас змеиные зубы. Но это всё вспомогательные средства, чтобы ярче в образ попасть.
Какой грим из тех, что у вас был, могли бы назвать самым сложным?
– Это нельзя назвать гримом, но самым сложным преображением было потолстеть на 10 килограмм для роли "А зори здесь тихие". И ещё мне остригли волосы.
Сложно было набирать и сбрасывать?
– Набирать – нет! (Смеётся.) Ела шоколадки без конца, так вкусно было. Но сбрасывала потом вес с трудом. Спорт и строгая диета.
Что скажете про роль в сериале "Викинги: Вальхалла" от Netflix, у которого недавно вышел 3-й сезон, там у вас тоже значительные трансформации.
– По сравнению с прошлым сезоном – да. В третьем сезоне моя героиня становится императрицей Византии, а до этого – во втором сезоне – мы видели её в облачении мальчика, она пряталась под видом раба. Там всё снимали на природе, мне пришлось освоить верховую езду, мы постоянно путешествовали, были в пути, часто по пояс в грязи. В новом же сезоне действие происходит во дворцах, среди роскоши. У моей героини невероятные костюмы. К этим длинным платьям ещё надо было привыкнуть. У меня были отдельные репетиции, чтобы научиться нормально ходить в них, чтобы держать осанку, держать правильно голову, когда на ней тяжёлая корона. На самом деле я всегда беру домой костюмы, чтобы тренироваться.
Костюмы ещё и помогают вживаться в образ...
– Конечно! Помню, в третьем сезоне "Медиатора" мне приходилось носить такой очень плотный костюм с высоким горлом – эдакий футляр. Он меня сковывал и сдавливал, и это такая метафизика героини, которая находится в своей травме, которая токсична, зла, психопатична. Надеваешь такой костюм и на телесном уровне чувствуешь своего героя.
Шикарные наряды и платья императрицы в сериале "Викинги: Вальхалла" тоже заряжают особой энергией. Кроме того, здесь нужно было погрузиться в историю, я изучала книги про Византию, специально ездила в Стамбул, чтобы искать там остатки Константинополя.
Поездка в Стамбул была частью производственного процесса?
– Это было моё личное желание, но считалось подготовкой к роли. Именно поэтому мне разрешили туда слетать, хотя обычно на весь съёмочный период меня "букируют", то есть полгода я должна была безвыездно находиться в Ирландии, где шли съёмки. Я люблю глубокое погружение, тем более что потом эти знания и опыт навсегда остаются со мной.
Российский менталитет помогает или мешает работать за границей?
– Вообще, у нас там была настолько многонациональная команда, актёры и съёмочная группа со всех концов света: Исландия, Африка, Германия, Австралия, Америка... Никакой разницы не чувствовали. Но я читала книгу The culture map Мейера Эрина ("Карта культурных различий. Как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде"), чтобы понять, как лучше себя вести. Русский менталитет, например, очень прямолинейный, эмоциональный. Я изучала, как происходит коммуникация в разных странах, и мне это помогло в какие-то моменты.